РОКОВОЙ ПОВОРОТ
В дальнюю поездку, оказавшуюся для него последней, Владимир Александрович Журбин собирался как обычно - в хорошем настроении. Ему и напарнику - Геннадию Николаевичу Разинкову - предстояло доставить группу отдыхающих на курорты Краснодарского края. Неделю назад они уже совершили такую поездку и вообще уже два года по этому маршруту перевозили в Анапу и обратно детей. Импортный автобус в отличном состоянии, комфортабельный, двухэтажный, специально приспособленный для дальних путешествий. Друг в друге напарники были уверены: водительский стаж Владимира - 35 лет, Геннадия - немногим меньше. В молодости Владимир водил грузовики, его, классного специалиста, посылали в Ирак, где он отработал два года на бетоновозе. В 1986 году в числе первых добровольцев отправился на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы. Геннадий тоже чернобылец и тоже, хотя чуть позже Владимира, возил бетон на строительство "саркофага". Это обстоятельство сдружило их еще теснее.
Перед самым рейсом выяснилось, что 70-местный автобус заполнен не целиком. Владимир предложил жене свозить к морю больного сына, и она сразу согласилась.
- Но какие-то предчувствия у Володи возникли за несколько часов до аварии, - рассказывает Зинаида Викторовна. - Отдыхал в водительском отсеке на втором этаже, я заглянула и удивилась его настроению - попросил дотронуться рукой, посидеть прижавшись...
Она раскладывает на столе семейные фотографии, и даже по ним видно, что был Владимир очень жизнерадостным человеком. И работал в охотку, и отдыхал всласть - в лесу, на рыбалке, на дачном участке. Мрачным его вообще никто не помнит.
...Около четырех утра, уже за Краснодаром, Владимир сменил напарника за баранкой. Посидев немного рядом, тот отправился спать наверх.
- Я начал задремывать, - и вдруг - резкое торможение, - вспоминает Разинков. - Потом какой-то удар, скрежет металла, и автобус, слегка накренившись, стал сползать в кювет, но тут же замер.
Проснувшиеся пассажиры еще недоумевали, что случилось, а напарник и жена уже были возле Журбина. Картина была страшная: весь "лоб" красавца-автобуса разбит, смят. Владимира прижало рулевой колонкой к задней стене кабины. Геннадий с Зинаидой пытались оттянуть ее, но лишь чуточку ослабили давление. Владимир стал дышать и прохрипел: "Гена... вытащи меня..."
Высвободить его из сплющенной "железной коробки" удалось лишь минут через сорок с помощью краснодарских спасателей, которых кто-то из пассажиров вызвал по мобильному телефону. Но полученные травмы оказались "несовместимыми с жизнью" - он умер в машине "скорой"...
- Что именно произошло, - говорит Геннадий Николаевич, - я осознал позже, когда всех нас, свидетелей, опрашивала милиция. Дорога возле станицы Слепцовской хорошая, четырехрядная, но как раз там поворот. Было еще темно, лишь начинало светать. Владимир вел автобус с обычной скоростью - 70 - 90 километров. И вдруг на повороте с противоположной полосы движения вылетела "семерка", с ее водителем явно что-то случилось. Может, просто уснул. Потом узнали, что это местный житель, 33-летний мужчина, отец двоих детей. Возможно, ехал на рыбалку, так как из искореженной "семерки" вывалились рыбацкие снасти. Сам он погиб от лобового столкновения. А Володя понял, что через мгновение "Жигуль" врежется в бок автобуса, погибнут люди. Если взять резко вправо, к обочине, автобус свалится в кювет, опрокинется - он же высокий, двухэтажный: жертв будет еще больше. Поэтому Володя сделал свой выбор - притормозив и чуть повернув, подставил под удар свое водительское место. Оно на нашем автобусе расположено довольно низко...
Из 60 человек, находившихся в автобусе, кроме Владимира Журбина, погибла еще одна женщина - на свою беду она села в кресло рядом с ним, решив, что здесь "не так душно, как наверху". Да еще у нескольких пассажиров царапины от осколков стекла и ушибы. Их спас ценой своей жизни Владимир Журбин.
ХОЛОДНЫЙ ОМУТ
О каких-либо летних купаниях в водоемах Евгений Васильевич Куприн давно забыл и думать - врачи категорически запретили. 15 лет назад он, тогда водитель большегрузного "КрАЗа", не вовремя оказался возле железорудного карьера, а там не совсем правильно произвели взрыв породы. Куприн получил ранения, потом добавилась вирусная инфекция... В общем, перевели сначала на работу полегче - машинистом электрокара, а когда назначили 3-ю группу инвалидности, он уволился с завода. Решил, что лучше понемногу подрабатывать да вплотную заняться домашним хозяйством - благо, свой дом с приусадебным участком на окраине города, которая по старинке зовется Ямской слободой.
В транспортном цехе Старооскольского завода автотракторного электрооборудования я познакомился с водителем Анатолием Ивановичем Юдиным и газоэлектросварщиком Юрием Петровичем Астаниным. Они и трудились раньше вместе, а еще связывали общие увлечения: заядлые охотники и рыбаки. В один голос повторяют: главной чертой Куприна была уважительность к людям, ко всем без исключения. Никогда никого не обидел и не было у него недоброжелателей.
- Вы знаете, - говорит Юрий Петрович, - в транспортном цехе за Куприным закрепилось шутливое прозвище Женька-хозяин... Так обычно зовут хорошего начальника, а он - простой трудяга. Но дело в том, что уж очень он был внимательным ко всему, бережливым, заботливым. Хотя известно, как порой наемные работники ведут себя на предприятии: конец смены - и домой. А Женька от природы был другим. Таких людей мало... Я уж не говорю, как он у себя дома все тщательно делал. Нина, жена, нахвалиться не могла...
В тот трагический день Евгений Васильевич Куприн, вняв просьбам 7-летнего внука Артура, пошел с ним на речку Осколец - это недалеко от дома. Нынешнее лето холодное, дождливое, а тут стало припекать солнышко, и многие соседи потянулись к "ближнему пляжу" - небольшому плесу, где гидронасос качает воду для полива дачного общества "Водник". Купаться тут не разрешается, но разве ж у нас кто-то обращает внимание на запреты?
Внуку Евгений Васильевич строго-настрого запретил лезть в воду, и тот играл рядом. Но другие мальчишки и взрослые забирались в не успевшую нагреться, почти ледяную воду. И тут раздался крик: "Васька тонет!" Это сорвался в омут, размытый гидронасосом, шестилетний мальчуган. Он был еще рядом с обрывом, и за ним потянулся другой сосед - 45-летний мужчина. Но и его стало затягивать в глубину. Другие взрослые, находившиеся на берегу, лишь оцепенело смотрели на происходящее. Тогда Куприн вскочил на ноги и бросился в омут. Выхватил из глубины мальчонку, затем и неудачливого спасателя, подтащил обоих к трубе гидронасоса. А сам пошел ко дну - сердце не выдержало... Врачи не зря предупреждали строго: никаких купаний. Но как он мог иначе, если на его глазах погибали и мальчишка, и мужчина?
* * *
Есть такие слова: "альтруизм", "самопожертвование", - обозначающие бескорыстную готовность помочь ближнему, не считаясь с опасностью для себя. Спорят: одни считают, что это качество заложено в природе человека на генетическом уровне, другие - что это результат воспитания и самовоспитания, религиозности... И вот совершается подвиг - самой дорогой ценой из всего возможного. Быть может, людям, приходящим на кладбище, эти две могилы напомнят о том, что эти два скромных человека до срока ушли из жизни, спасая других: иначе они не могли...