ЗАГАДКИ ТРОФЕЙНЫХ СОКРОВИЩ

История с попыткой Министерства культуры РФ безвозмездно передать из питерского Эрмитажа в пользу немецкого музея Кунстхалле в Бремене "коллекции капитана Балдина" (362 рисунка и две картины старинных мастеров) всколыхнула общество. Непонятно, почему Россия, по мнению чиновников, может вот так запросто раздаривать ценности стоимостью в сотни миллионов долларов. Однако вопрос с трофеями, которые в победном 1945 году Советский Союз изъял у поверженной Германии в компенсацию за потери в войне, гораздо шире. Речь идет о десятках тысяч произведений искусства, которые немецкая сторона, несмотря ни на какие международные договоренности и законы, упорно намеревается себе вернуть. Об этой проблеме с корреспондентом "Труда" беседует доктор исторических наук, сопредседатель Лиги российско-германской дружбы, профессор МГИМО Абдулхан АХТАМЗЯН.

- Темой "трофейных ценностей" я занимаюсь с 1955 года, когда Советский Союз безвозмездно передал Германии десятки тысяч экспонатов из собрания Дрезденской картинной галереи - работы итальянских, голландских, фламандских мастеров, где были и такие шедевры, как "Сикстинская мадонна" Рафаэля. Весной 1945 года отступающие гитлеровцы спрятали эти сокровища глубоко в штольнях нескольких заброшенных шахт и рудников Саксонии, заминировав там все выходы. Каких усилий стоило нашим солдатам добраться туда и вытащить затопленные подземными водами картины, спасая их для мира! Потом уже в Москве в течение нескольких лет наши реставраторы и художники сантиметр за сантиметром восстанавливали эти бесценные полотна. А спустя десять лет все это было безвозмездно возвращено Дрездену. Кстати, за это мы так и не дождались от властей Германии хотя бы слов благодарности...
- Этой акцией возврат тогда ограничился?
- Нет. Вскоре обратно в Германию ушло еще 300 вагонов с другими "трофейными ценностями", среди которых - 320 тысяч книг, включая такие раритеты, как первая печатная русская азбука. Вернули почти всю знаменитую "Готскую библиотеку", состоящую из рукописных и печатных фолиантов древнейших времен. Там, например, было много альдинов - роскошно изданных в XV-XVI веках книг, представляющих собой первые печатные издания греческих и римских классиков, Эразма Роттердамского, Вольтера, Данте, Петрарки, Боккаччо... При Гитлере "Готской библиотекой" в частном порядке владел один видный нацист, и так как по международным законам нацистское имущество подлежало изъятию, мы имели полное право оставить ее у себя, но вернули Германии. Затем "Ленинка" отдала 15 тысяч ценных рукописей и архивных фондов, включая редкие акты XII века. Всего тогда вывезли в Германию более полутора миллионов единиц хранения. Это была своего рода кампания, о которой сегодня почему-то не любят вспоминать "новые друзья" Германии...
- И еще стыдливо помалкивают об уроне, нанесенном немецкими захватчиками культуре Советского Союза...
- Это обширная и болезненная тема. Нацистские власти еще перед нападением на СССР организовали при действующей армии специальные команды для выявления и изъятия культурных ценностей на захваченных территориях. Так, в 1940 году в ведомстве Розенберга был сформирован штаб "Изобразительное искусство", включавший 350 искусствоведов. За время оккупации только этот "штаб" затребовал под награбленные в нашей стране ценности 1418 железнодорожных вагонов, а водным путем они вывезли грузов общим весом в 427 тонн. Награбленное немцы складировали в местечке Альтаусзее в Австрии и в Линце, где Гитлер намеревался открыть грандиозный музей мирового искусства. Под конец войны все сокровища были перевезены в Мюнхен, который вскоре оккупировали американские войска...
Другим "коллекционером" стало общество "Наследие" и спецорган "Восток" в ведомстве рейхсфюрера СС Гиммлера. Кроме того, в дипломатическом департаменте Риббентропа работало подразделение из 200 культурологов во главе с неким Кюнсбергом. Отдельно от всех действовала еще и команда "Кунсткомиссион", специализировавшаяся по дворцовому искусству.
Эти "искусствоведы" в кратчайшие сроки обчистили дворцы Петергофа, Павловска, Гатчины... Из Екатерининского дворца Царского Села (Пушкин) была вывезена и потом "потерялась" Янтарная комната. Часовня Александровского дворца лишилась около тысячи старинных икон. Не с этих ли изъятий берет начало мировая мода на работы русских иконописцев? Немецкие склады в Пскове были настолько переполнены антиквариатом, что отмеченные среди солдат и офицеров вермахта случаи хищений никак не наказывались. Под Смоленском был полностью разграблен знаменитый музей "Талашкино", принадлежавший некогда княгине-коллекционеру Тенишевой. Даже из Твери, где нацисты хозяйничали недолго, они успели вывезти 18 тысяч предметов старины. Лишились ценностей и дворцы Крыма, где немецкие офицеры в течение трех лет оккупации залечивали раны и просто отдыхали в здравницах.
- После победы наша страна все это себе вернула?
- К сожалению, только небольшую часть. Нацисты умело заметали следы. В первые послевоенные годы были случаи возврата. Нашлось панно из Янтарной комнаты... Надежда на большое полномасштабное возвращение не исчезла и сегодня. Не случайно 16 декабря 1992 года между Россией и ФРГ было заключено соглашение о культурном сотрудничестве, 15-я статья которого предусматривает возврат пропавших или незаконно вывезенных во время второй мировой войны ценностей. Но немецкая сторона сразу же категорически нам заявила: "На балансе нашего государства ничего вашего нет!"
Действительно, и во время войны, и в послевоенные годы немцы активно продавали награбленные в Советском Союзе ценности в третьи страны. К тому же огромное количество предметов "русского трофейного искусства" осело в семьях бывших фашистских военнослужащих, вывозивших их из СССР в частном порядке. Вот, например, какую "утешительную" расписку от немецкого офицера получил настоятель Псково-Печорского монастыря Н. Македонский при изъятии из церковной ризницы трех ящиков золотой и серебряной посуды: "Ризница остается собственностью монастыря. При благоприятных условиях будет возвращена". Где теперь это золото? Вернуть такие вещи законным путем сейчас очень проблематично. А бескорыстных "Балдиных" среди бывших немецких офицеров не находится. Да и наследники нацистов не спешат что-либо возвращать России.
В вопросе взаимного возвращения трофейных ценностей наша позиция по отношению к Германии должна быть твердой: "Ищите и выкупайте за свой счет!" Международное право гласит: государство, которое незаконно вывезло культурные ценности, должно их вернуть. В случае невозможности возвращения оно обязано возместить утрату равноценными ценностями. С международно-правовой, да и с моральной точек зрения позиции нашей страны здесь безукоризненны.
- А вот министр культуры РФ Михаил Швыдкой пожаловался журналистам, что германские чиновники напирают на его ведомство, стремясь вернуть все находящиеся в нашей стране немецкие "трофейные ценности"...
- Общий упрек, который можно сделать всем министрам культуры постперестроечного периода, включая и Николая Губенко, - они работают в основном на эмоциях. Поэтому педантичные, бережно относящиеся к документам немцы нас часто переигрывают. Надо бы Швыдкому не на телевидении в ток-шоу красоваться, а заниматься своим прямым делом. Почему за прошедшие после войны 58 лет так и не был издан полный каталог утраченных нашей страной культурных ценностей? Составление этого документа - прямая обязанность Минкульта. Говорят, даже в германских госархивах есть почти полные списки вывезенных из СССР ценностей с подробным описанием каждого предмета и указанием предполагаемого места его нахождения. Но эта информация для нас закрыта.
- Справедливости ради нужно сказать, что Министерство культуры РФ открыло в Интернете сайт "Реституция", где потихоньку выставляет "Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период второй мировой войны". Как там говорится, это первая "попытка свести воедино потери русских музеев в минувшей войне". Только почему-то разработчики сайта основной упор сделали на раздел "Перемещенные ценности", где скрупулезно рассказывают о находящихся в наших музеях "трофейных ценностях", вывезенных нашими войсками в 1945 году из Германии в качестве компенсации за потери в войне. При этом раздел "Утраченные ценности" представлен куда скромнее и насчитывает не больше тысячи объектов.
- Это капля в море. В общей сложности за время Великой Отечественной войны из разоренных в Советском Союзе 2439 памятников архитектуры, 2234 монастырей и церквей, 43 тысяч библиотек, 427 музеев немецкие оккупанты похитили 564700 произведений искусства, около 100 тысяч археологических находок, уничтожили и вывезли 180 миллионов книг... А ведь вопреки ялтинским и потсдамским соглашениям Западная Германия после войны не платила репараций Советскому Союзу, заручившись поддержкой американцев. По некоторым оценкам, общая стоимость утраченных нашей страной только культурных ценностей может превышать отметку в 230 миллиардов долларов (по современному курсу).
Находить и возвращать эти сокровища - здесь необъятные горизонты деятельности открываются перед нашими специалистами. Но на деле российские чиновники от культуры все больше практикуют одностороннее, часто безвозмездное возвращение, что в основе своей как минимум примитивно... Процесс идет только в западном направлении. Получается, чтобы понравиться Западу и "приобщиться к цивилизации", мы должны обделить собственную страну? Чудовищная логика!
Не так давно Шеварднадзе безвозмездно отдал Германии коллекцию в один миллион старинных немецких книг, которую в свое время Грузии "подарил" Сталин. Так благодарные немцы отвалили Эдуарду Амвросиевичу премию в 100 тысяч марок "за мир и дружбу" и новенький "Мерседес" в придачу. Кстати, когда этот автомобиль обстреляли террористы, из Германии тут же был прислан новый. В умении келейно решать государственные дела немцам не откажешь.
- Если депутатам Госдумы все же не удастся отстоять "Балдинскую коллекцию" и она уйдет в Германию, что окажется на очереди? "Золото Шлимана"?
- Трудно предсказать. Сейчас нет необходимости говорить обо всех "трофейных" ценностях скопом. Судьба каждой конкретной вещи заслуживает отдельных международных переговоров по взаимовыгодному обмену. И мне весьма странно читать в немецкой прессе самоуверенные высказывания, что якобы русские должны скоро безвозмездно вернуть Германии и уникальную Библию Гутенберга, и оставшуюся часть "Готской библиотеки", и 200 тысяч томов Дрезденской библиотеки, и художественную коллекцию Кенигса - Гитлера... Эта информация, конечно, не соответствует действительному положению вещей. Но особенно непростая ситуация сложилась вокруг "Золота Шлимана", или "Клада Приама", на который выдвигают претензии к России не только Германия, но и Турция (по месту обнаружения) и Греция (по историческому происхождению). Это четыре ящика уникальных предметов роскоши, которыми владели древнегреческие цари времен Троянской войны - около 4 тысяч лет назад. Раскопавший эти сокровища в конце XIX века немецкий меценат Генрих Шлиман свой капитал нажил в России, где завел русскую семью и в конце жизни выразил желание, чтобы его находка осталась в России.
- Кажется, греки и турки имеют претензии не только к нам?
- Греция уже 150 лет безуспешно пытается вернуть себе из Британского музея и Лувра древнегреческие скульптуры и ювелирные изделия, которые были вывезены из этой страны в каких-то немыслимых количествах Великобританией и Францией еще в середине XIX века...
- А почему же вполне цивилизованные англичане и французы не спешат расставаться с "перемещенными" ценностями?
- Один из негласных законов политики говорит: отдавать - значит признавать свою слабость. Ведь не случайно в течение 45 лет Германия не предъявляла к нам никаких претензий по вопросам реституции. СССР был сверхдержавой, и с нами предпочитали не ссориться. А в конце 80-х от нашей страны во многом зависело, будет Германия объединена или нет. В сентябре 1990 года был подписан Договор шести государств об окончательном урегулировании проблем второй мировой войны, к которому, кстати, приложено официальное заявление, что Германия признает законность и необратимость всех решений, которые были приняты с 1945 по 1949 годы советскими и американскими военными оккупационными властями в пределах их зон влияния в Германии. К сожалению, некоторые немецкие политики стараются не вспоминать этот нюанс и пытаются теперь переиграть все в свою пользу.
- Что же нам, как в худшие годы "железного занавеса", опять занять глухую оборону?
- Ни в коем случае. Отношения России и Германии имеют многовековую историю тесного экономического сотрудничества и взаимообогащения культур - еще от петровских и екатерининских времен. Нужно чаще применять святой принцип взаимности: вы возвращаете нам, мы - вам. Удачным примером такого сотрудничества можно назвать восстановление похищенной нацистами из Екатерининского дворца Царского Села (Пушкин) "восьмого чуда света" - Янтарной комнаты. В течение 25 лет Россия своими силами восстанавливала этот шедевр, а на последнем этапе подключился германский концерн "Рургаз" и из 8 миллионов долларов общих расходов внес от себя 3 миллиона долларов.
К сожалению, подобные случаи серьезных "ответных шагов" Запада единичны. Работа большой российско-германской комиссии по реституции зашла в тупик. И многие здравомыслящие политологи и культурологи считают, что Россия пока должна попридержать у себя спорные "трофейные ценности" как залог равноценного возвращения Западом сокровищ российской культуры.