РАЗВАЛЮХА ДЛЯ ОТСТАВНИКА

Верой и правдой нес военную службу борттехник капитан Николай Никитин. Больше 20 лет кочевал с семьей по дальневосточным авиагарнизонам, мечтал, выйдя на пенсию, вернуться в родной Мценск. К тому же в Орловской губернии жил отец. Когда из службы расквартирования Военно-Воздушных сил в Читу пришла бумага о выделении для войсковой части жилья в Брянске, Никитин обрадовался: "Областной центр без труда поменяю на маленький Мценск". Он и предположить не мог, что скрывалось за странным адресом новостройки "Брянск, микрорайон Шибенец"...

На смотрины долгожданной квартиры не ездил - далеко и накладно. Целиком положился на солидный документ, подписанный начальником службы расквартирования ВВС генералом Виктором Чечетом. Оказалось, такое же предложение в то же время поступило еще 50 офицерам, заканчивавшим службу в Сибири и Забайкалье.
Сдав читинскую квартиру, борттехник вместе с женой и двумя детьми отправился к родным местам. Порадовался брянским церквям, высящимся над Десной. Но тут же огорошили переселенцев сотрудники фирмы "Домострой". Именно здесь, а не в квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ), как это положено у военных, предложили получить документы на жилье.
- Мне бы квартиру посмотреть, - попросил Никитин у "домостроевцев", которыми руководил в то время Евгений Иванов.
Но те велели сначала подписать договор, смысл которого сводился к тому, что капитану квартира выделяется как участнику долевого строительства.
- Я же никаких денег не вносил, - возразил он. - Мне бы в КЭЧ попасть...
Отставному вояке объяснили, что никакой КЭЧ в Брянске нет. Ключи дали лишь в обмен на подписанный договор. Николай Алексеевич вместе с семьей сел в автобус, чтобы добраться до неведомого Шибенца. Уже и от Брянска на десять километров отъехали, дремучие леса кругом, а благословенного микрорайона не видно. Зато показались трубы цементного завода, а растительность за автобусным окном становилась все более серой.
- Мы были потрясены, когда узнали, что Шибенец - это совсем не город Брянск, а поселок цементного завода, который относится к сельскому Дятьковскому району, - рассказывает жена экс-капитана Любовь Никитина. - Первый порыв - скорей отсюда бежать. Квартиры похожи на недостроенные сараи, во всем девятиэтажном доме ни одного телефона... Устроиться здесь на работу - и не мечтай.
Поняв, что попал в ловушку, Никитин сразу позвонил в Читу сослуживцам, предостерегая от переезда в Шибенец. Те вовремя отказались от заманчивых генеральских предложений, однако из других городов Дальнего Востока все прибывали и прибывали ничего не подозревающие офицерские семьи. Как и Никитин, добравшись до поселка, ошарашенно озирались: куда попали? Но обратно не повернешь.
Как оказалось, строил квартиры цементный завод, который и оформлял их в собственность военнослужащих. А для чего же тогда понадобился "Домострой"? Фирма-посредник играла важную роль. Именно у нее по договору купило 50 квартир Министерство обороны в лице командира столичной войсковой части 48699 полковника Александра Лякина. Причем купило за десять дней до того, как сам "Домострой" приобрел квартиры у цементного завода. Иначе говоря, в мае 2000 года продавался еще воздух. Тем не менее с неосязаемого товара получился неплохой навар. Если цементники продавали "Домострою" квадратный метр жилья по 2650 рублей, то войсковой части оно досталось уже по 3238 целковых. Общий навар посредников составил около 2 миллионов рублей.
Несколько десятков семей сразу же покинули поселок, за бесценок продав с ходу опостылевшее жилье, а вот десять офицеров принялись судиться с "Домостроем" и Министерством обороны. Тяжба длится несколько месяцев, и конца ей не видать. Минувшей осенью полковник Лякин побывал в Шибенце. Зашел в квартиру Никитиных, посочувствовал, сказал, что не ожидал увидеть такую халтуру. И впрямь, стены до сих пор по неведомой причине влажные, обои отваливаются, все перекошено. Почерневшие углы подъезда грызет плесень. Но визит вежливости так ничего и не изменил в судьбе шибенецких "невольников".
Каждый месяц все более отдаляет Никитиных от мечты - переезда в Мценск. Дочь уже вышла замуж, родился внук.
Почему же существуют целых три акта приема этого жилья, помеченных разными числами? Наверное, на это ответило бы следствие. Если бы оно проводилось...
Застарелым конфликтом сейчас занимаются в брянских судах. Решение районного суда отменил областной, на новые заседания войсковая часть присылает в качестве своего представителя служащую Орловской КЭЧ, которая, естественно, ничего не может пояснить.