
В НИИ детской онкологии и гематологии при Национальном исследовательском центре имени Н. Н. Блохина появился новый инструмент. Не медицинский, а музыкальный — рояль известной японской фирмы Kawai. Впрочем, врачи считают, что подарок этот имеет и вполне реальное медицинское значение: музыка обладает огромной целительной силой. И это не просто слова. Такое ощущение я вынес из первого же концерта пианистки Екатерины Мечетиной, сыгранного ею на новом рояле.
Звучит яркая, волнующая романтическая музыка: песни Шуберта в обработке Листа, прелюдия Рахманинова, рондо-каприччиозо Мендельсона... А публика в зале — от трех-четырехлеток до подростков, многие с родителями. Над рядами возвышаются капельницы — у этих ребят обязательные процедуры, но они очень хотели быть на концерте, и врачи им разрешили. А кто-то вдруг расплакался, и его увели обратно в палату: что делать, есть боль, которую и самая прекрасная музыка заглушить не может. Но в большинстве своем они сидели затаив дыхание до самого конца, и я еще нигде и никогда не видел более благодарных слушателей. Потом грянули неожиданно громкие для маленького зала аплодисменты. А одна малышка долго не отходила от рояля, все пробовала звуки на ощупь. «Занимается музыкой?» — спросил я маму. «Нет, просто Даше очень понравилось».
— Среди наших пациентов, вполне возможно, есть новые Моцарты и Рахманиновы, — сказал мне директор НИИ Андрей Рябов. — Но даже если это обычные ребята, приобщение их к красоте, соединение лечебной науки с классической музыкой способно сотворить чудо.
Представитель Kawai Сергей Громенко рассказал, что новый рояль относится к серии Shigeru, которая собирается полностью вручную. Его стоимость — 3,2 млн рублей, но, разумеется, никто денег с Онкоцентра не брал. У фирмы есть программа, согласно которой она предоставляет рояли тем, кто несет музыку людям, особенно в ней нуждающимся.
Врачи благодарят Екатерину Мечетину за концерт. А юной пациентке очень интересен сам рояль. Фото автора
Так возник диалог с гендиректором Института геотехники и инженерных изысканий в строительстве Михаилом Богдановым. Сам Михаил вырос в семье, где музыка играла громадную роль. Его мама, музыковед Алла Богданова, посвятила жизнь продвижению творчества современных отечественных композиторов, дружила с выдающимися исполнителями, профессорами Московской консерватории Сергеем Доренским, Ириной Масленниковой. Вот Михаил Богданов и предложил Kawai передать инструмент в детский лечебный центр. Своим (он не делает из этого секрета) друзьям. Глава российского представительства японской фирмы Сатоси Такада даже лично приезжал в Онкоцентр и изучал, в каком из помещений сможет полноценно «жить» их рояль.
Когда ректорат консерватории решал, кто будет выступать первым, споров не возникло: конечно, Екатерина Мечетина. Она не только педагог, но и активный участник консерваторской благотворительной программы «Большая музыка для маленьких», три года идущей в Москве, — четыре бесплатных концерта в месяц на самых разных площадках. Катя прекрасно общается с детьми, имея опыт проведения детских телевизионных конкурсов, летних исполнительских школ, молодежных фестивалей искусств.
— Замечательный инструмент, ровно звучащий, великолепно отрегулированный, — вынесла вердикт Екатерина, отыграв «Форель», «Лесного царя» и прочие запасенные ею музыкальные сказки. — Берегите его, а главное — будьте здоровы сами!
И пообещала обязательно вернуться к ребятам осенью, когда на новой площадке у метро «Каширская» начнется настоящий концертный сезон.