318-е заседание Совета Федерации совершенно неожиданно принесло несколько сенсаций. Во-первых, на нем впервые за 10 лет появился Владимир Путин. Во-вторых, он внес революционную инициативу — снизить возрастной ценз для будущих сенаторов до 21 года.
И это очень хорошая новость для российских тинейджеров. Теперь они знают, что 21 год — это не только возраст для легальной покупки первой бутылки водки, но и время, когда им позволяется стать вершителями судеб своей страны.
Надо отдать должное президенту — с его легкой руки Россия в очередной раз оказалась впереди планеты всей. Фактически нам удалось передемократизировать даже США, где нижний возрастной порог для сенатора равен 30 годам. И пусть кто-нибудь теперь скажет, что у нас молодежь лишена возможности политической карьеры.
Любопытно, что в нашей истории регулярно возникают периоды, когда во власть рекрутируются не просто молодые, а очень молодые люди. И эти периоды всегда приходят именно в эпоху радикальных перемен. Так было после революции 1917-го, когда юные «комиссары в пыльных шлемах» командовали полками. Так было и во времена сталинской индустриализации, когда в 30 лет люди становились директорами крупных заводов, министрами, военачальниками и академиками. Сегодня у нас не менее переломное время, которое требует и нестандартных решений, и мощной энергетики, которой, по идее, должна обладать молодежь. Остается надеяться, что эта инициатива не превратится в элемент косметического ремонта, который, кстати, сейчас вовсю идет в здании Совета Федерации.
Алексей Мухин гендиректор «Центра политической информации»:
— Омоложение сенаторского корпуса — это действительно актуальная задача. К сожалению, Совет Федерации давно получил репутацию кадрового заповедника, где заслуженные отставники доживают свою политическую жизнь, и данная инициатива президента направлена на борьбу с этим стереотипом. Не факт, что в ближайшее время в Совфеде появится огромное количество молодых людей, но возможность попадания в сенаторский корпус молодежи должна быть расширена. Есть и еще одно положительное решение по Совету Федерации — это пятилетний ценз проживания сенатора на той территории, которую он собирается представлять. Эта мера, во-первых, направлена против «варягов» из центра, а во-вторых, она должна затруднить коммерческое комплектование сенаторского корпуса.
Путин явно ставит своей целью несколько расшевелить гражданское общество, и подобные инициативы — один из способов «шевеления». Если общество сформировало некий заказ на перемены, то власть должна и менять «интерфейс», и проводить кадровую ротацию внутри себя. Таким образом, президент шаг за шагом реализует эти общественные пожелания, которые были оформлены на выборах. Однако есть ощущение, что президент-то общество услышал, а само гражданское общество (его оппозиционная часть) в любом случае останется недовольным, и любая инициатива Путина все равно окажется под огнем критики. Как там у баснописца Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать...» Причем «скушать» оппозиция мечтает только одного и совершенно конкретного человека. Путин не случайно как-то упомянул «товарища Волка» — эта тема по-прежнему остается актуальной.