По словам президента, российская экономика полностью восстановилась после кризиса
На экономическом форуме в Питере экс-министр финансов Алексей Кудрин обвинил власти в отсутствии стратегии, на что первый вице-премьер Игорь Шувалов ответил: «Мы вам бюджет к середине августа представим, а вы уже там сами судите, является ли он стратегическим».
Теперь не нужно ждать августа. Президент призвал правительство экономить казенные деньги. Первое, о чем сообщил Владимир Путин: экономика «полностью восстановилась после кризиса», повысилась устойчивость к внешним негативным факторам, выросло доверие к рублю, началось пополнение Резервного фонда. Но без высоких цен на нефть и газ не проживем. Ибо бюджет страны «находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках». Поэтому увеличения расходов «по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны», не будет - даже «при понимании объективной необходимости этих расходов». Зато принятые уже бюджетные обязательства «не могут быть существенно сокращены вследствие их социальной направленности». То есть урезания будут, но не слишком болезненные.
К тому же бюджетные траты на образование, науку и прочие сферы, «определяющие перспективный облик российской экономики», во-первых, малы. Во-вторых, плохо обоснованы и просчитаны. В целом распределение денег в бюджетной системе «не в полной мере» стимулируют предпринимательскую и инвестиционную деятельность, бюджетная политика «во многом остается неясной для общества», законодательство постоянно меняется.
Что же из этого следует? Бюджет нужно разрабатывать иначе: сначала определять цели государственной социально-экономической политики, и лишь к ним - объемы бюджетного финансирования. По той же схеме и подводить итоги. Тем более что лишних денег не предвидится: «учитывая, что в ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения», надо четко расставлять приоритеты – «в пользу тех, которые направлены на развитие».
Приоритетными предложено считать образование, науку, инфраструктуру: «их доля в общих расходах бюджетной системы должна увеличиваться». Правда, параметры не названы. И сам переход к такому программному бюджету начнется с 2014 года и далее.
В бюджетной стратегии на период до 2030 года конкретизированы «долгосрочные базовые требования к формированию и исполнению финансовых обязательств государства, а также к налоговой системе». Срок правительству - до конца 2012 года. Еще раньше - к сентябрю 2012-го - должны быть готовы «предложения по параметрам развития пенсионной системы», ее надежности и сбалансированности. О повышении пенсий ни слова. Обойдены также вопросы повышения или снижения оборонных расходов. Видимо, президент считает достаточными уже принятые документы. В послании сказано: «Указы президента Российской Федерации, направленные на решение неотложных проблем экономического и социального развития страны и изданные 7 мая 2012 года, согласованы с потребностями экономики и общества, возможностями бюджета. Правительству Российской Федерации предстоит конкретизировать механизмы их выполнения».
Правительству поручено повышать эффективность и качество государственных и муниципальных услуг, прежде всего в области образования, здравоохранения и культуры. Но при этом «нельзя идти по пути механического наращивания бюджетных расходов в этих сферах». Не зря на днях президент сказал, что «министр финансов должен быть очень жадным, прижимистым человеком, и Антон Силуанов этому основному требованию отвечает».
Так что будем по одежке протягивать ножки. Планировать бюджет, основываясь на «средней цене на нефть за пятилетний период с ежегодным увеличением расчетного периода на один год». Если цены будут выше - допдоходы складывать в Резервный фонд, ниже - брать из фонда. А на случай резкого снижения цены на нефть на мировом рынке «должны быть заблаговременно определены варианты возможной корректировки параметров». То есть стресс-бюджет пора готовить - на всякий случай.
Никита Кричевский, доктор экономических наук:
- Президент говорит правильные вещи, но практически все это я уже слышал. А отдельные новые положения, например сокращение или корректировка расходов, это банальный секвестр.
Еще четыре года назад Минфин разрабатывал положения в специальной структуре по управлению средствами суверенных фондов. И вот теперь мы пришли к идее создания Росфинагентства для управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния. Я считаю, что сейчас для этого не самое удачное время. Потому что если говорить о зарубежном размещении, то рынки падают и доходных активов не найти. А если говорить о размещении внутри страны, то это противоречит самой идее независимого управления резервами. Учитывая коррупционность наших организаций, это может привести к банальному разворовыванию части средств суверенных фондов.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:
- Я абсолютно согласен с тем, что бюджет надо застраховать от колебания цен на энергоносители. И единственный надежный путь - это модернизация. Потому что все остальные способы - это паллиативы, просто накопление денежного запаса, которого хватит на какое-то время, а потом, как и всякие гробовые деньги, они закончатся. Хотя есть еще ресурс бюджетной экономии. Медведев как-то говорил, что воруется 1 трлн рублей только на госзаказах. Если есть желание действительно защититься от резких колебаний цен на нефть, то достаточно ограничить воровство.
Хотел бы еще отметить заявление по поводу снижения налоговой нагрузки на несырьевые сектора. Это очень хорошо, только проблема в том, что у нас налоги составляют не основную часть обязательных платежей предприятий. А главная часть платежей во многих случаях, насколько можно судить, - это взятки. И это неформальное налогообложение значительно болезненнее формального.