Майкл Джексон, как известно, вел крайне замкнутую жизнь, и общением с ним могут похвастать очень немногие. Последним из известных россиян, общавшихся с Джексоном, стал певец Дима Билан.
- Вы выступали с Майклом Джексоном на одной сцене. Когда это было?
- Дважды. Один раз в ноябре 2006 года в Лондоне на церемонии World Music Awards. Помню, тогда под его гримерную отвели целый этаж. А в мае 2007-го меня пригласили спеть на 25-летии принца Азима, сына султана Брунея. Это тоже произошло в Англии, в старинном замке, принадлежащем султану. И там был Джексон. Просто как почетный гость - петь он не стал. Гостей было не очень много - около сотни. Он держался удивительно - не как король поп-музыки, а как стеснительный ребенок: скромно отошел в сторонку, присел на корточки. Нас познакомили. Я набрался смелости и рассказал ему свою историю, что я из России, что у нас помнят, какое впечатление произвели его концерты в 1990-х годах. Пожал ему руку, а он потрепал меня за щеку, сказал: "So nice, so nice" ("Как мило, как мило"). Мы сфотографировались. Среди этих фотографий даже есть снимок, где я на секунду отвернулся, а он прильнул ко мне, чтобы попасть в кадр. Это был случайный жест, и мне неловко, что так получилось.
Впервые я узнал, кто такой Майкл Джексон, лет в пять. У моих родственников в Набережных Челнах была пластинка Джексона, и я, едва заслышав его песни, прямо от входной двери, разуваясь буквально на ходу, бежал к проигрывателю. Там, конечно, был "Thriller" и другие его популярные вещи.
- Полетите на похороны?
- Это было моей первой мыслью. Но для этого надо было отменить концерт в Гомеле, а я не могу так поступить. Памяти Джексона я посвящу одну песню. Это тоже, может быть, случайность, но в ночь на пятницу на меня что-то вдруг нашло, я сел за инструмент и написал мелодию. Давно у меня такого сочинительского порыва не было. Это случилось где-то в полвторого ночи. Как я потом узнал, именно в это время умер Джексон.
- Как вы думаете, отчего он так рано ушел?
- Он был звездой для всех, вобрал в себя и сверхпопулярные, и андеграундные тенденции. А от звезды многое требуется. Не просто музыкальный талант, но талант быть непохожим на всех, талант быть рискованным, способным изменить свою жизнь, если этого требует творчество. Талант жертвовать ради искусства всем, ставя на карту свое личное благополучие, даже жизнь. При этом ты находишься в центре земного шара, на тебя смотрят с севера, запада, юга, востока, и тебе не вырваться из этого кольца - только скрыться куда-нибудь в охраняемый загородный дом. Но и там ты не защищен, потому что смотришь на себя не своими глазами, а глазами общества. Тут надо сделать выбор в самом начале пути: либо ты будешь обычным благополучным человеком, либо становишься популярным.
- И Джексон выбрал популярность.
- Думаю, он ее не выбирал - его к этому подтолкнула неотвратимость самой его истории, побуждавшая двигаться только вперед, к славе и гибели. Ему же самому, думаю, хотелось лишь одного - на всю жизнь сохранить непосредственность ребенка, остаться героем мультфильма.
- Вы когда-нибудь пробовали подражать Джексону?
- Нет, копировать его "лунную походку" бесполезно. И плакатов с его изображением у меня в комнате не было. Даже не могу назвать себя знатоком его творчества - просто внутри меня был его образ и какое-то ощущение тонкого, натянутого нерва, которое я стараюсь передать в своих выступлениях.
- После Джексона остался кто-то, равный ему?
- В американской прессе с недавних пор начали обсуждать, что новая Тина Тернер - это Бейонсе, на место Майкла Джексона претендует Джастин Тимберлейк. Это, по-моему, то же самое, что сравнивать флеш-карты с лазерными дисками, а диски - с виниловыми пластинками. Все хорошо в свое время, никто никого не заменяет.
- Получается, с уходом Джексоном закончилась эпоха?
- Закончилось детство и юность поп-музыки.
Мнения
Стас Намин, продюсер:
"По сравнению с ним Мадонна - самодеятельность"
- Я участвовал в организации первых гастролей Джексона в России. Летал в Лондон, был там на его шоу. Сумасшедший концерт, ничего подобного в жизни больше не видел! Это действительно самый великий исполнитель поп-музыки на все времена. Потому что совершенно искренне жил тем, что делал. Думаю, по сравнению с ним Мадонна - самодеятельность. Он имел менталитет мальчишки, и было совершенно неважно, сколько ему лет. Не умел лицемерить и поэтому на сцене был абсолютно правдив. С моей точки зрения, он символ высшего творческого успеха в мире. А с другой стороны, это пример трагической судьбы шекспировского уровня. История не менее удивительная, чем, допустим, "Ромео и Джульетта". Трагическая судьба не дала ему дожить до нормального возраста. Что такое 50 лет? Но, как известно, такие великие и странные люди живут в своем временном измерении, и почему-то недолго. Как Джим Моррисон, Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, Элвис Пресли: Видно, они не от мира сего. И по отношению к Джексону у меня одновременно восхищение талантом и безумная жалость как к человеку.
Бари Алибасов, продюсер:
"Круче, чем Джексон, пока не появилось"
- Джексон был революционером, а революционеры сжигают себя рано. Сколько открытий совершил Джексон. Он первым стал создавать целостные театральные представления. А какой тонкий психолог! Достаточно вспомнить, как он в начале выходил и больше минуты стоял, не шевелясь.
Джексон первым стал делать очень дорогие ролики мощного драматургического содержания. Я уже не говорю о музыке, о ее органичной, на животном уровне возникающей связи с пластикой. Он нашел такие ритмы и интонации, которые сделали сцену сексуальной. Конечно, его сломали судебные дрязги. Очевидно, что главную роль в этих судах играло не чье-то стремление защитить ребенка, а желание поживиться за счет богатства Майкла Джексона. Просто хотели отнять у него побольше "бабок". Когда я услышал о его смерти, то у меня надломилось сердце. Жалко стало самого себя: вот и закончилась та музыкальная эпоха, в которую я жил. Он ведь был венцом того, что начиналось в 50-х годах. И круче, чем Майкл Джексон, никого не появилось.