ДЕНЬГИ НА КАПОТ

Ряд поправок в закон, принятый вчера в правительстве, делают ряд норм отечественного ОСАГО, по сути, европейскими. Теперь ущерб пострадавшему будет возмещать его собственный страховщик, упростится оформление мелких ДТП, а за ущерб здоровью люди получат компенсацию наравне с автомобилями.

В прошлом году на дорогах погибло более 32 тысяч человек, а выплаты возмещения вреда по гибели в ДТП произошли всего в 5 тыс. случаев. 285 тысяч человек получили травмы в ДТП, при этом выплат возмещения по причинению вреда здоровью было 10 тысяч. "Это чуть более 2% от общего объема выплат по ОСАГО", - заметил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, представляя поправки к закону в правительстве. Ситуация, согласитесь, дикая. Особенно если учесть, что пострадавший должен был сам искать страховщика нарушителя и доказывать, что ему нанесен ущерб.
Важнейших поправки три. Первое: принято "прямое урегулирование ОСАГО". Теперь ущерб пострадавшему будет компенсировать страховая компания, где он покупал полис. Это хорошо для автовладельцев - страховая компания будет заинтересована провести выплаты быстро, чтобы сохранить репутацию у клиентов. С другой стороны, поведет к глобализации страховщиков. "С рынка исчезнут мелкие и ряд средних страховых компаний", - говорит эксперт, директор агентства "Дельта" Глеб Виленский. - "Останутся 5-6 крупнейших игроков и 10-15 второстепенных". То есть общее количество страховщиков по ОСАГО сократится раз в десять, что внесет в ситуацию ясность и порядок.
Второе: аварии с объемом ущерба до 25 тысяч рублей можно будет оформлять без сотрудника ГИБДД. Как уточнил Сергей Шаталов - при соблюдении еще ряда условий: в ДТП участвует не более 2 автомобилей, оба они застрахованы, пострадало только имущество, стороны согласны в оценке ущерба и виновности. Авторы поправок надеются, что упрощенное поможет сократить пробки на дорогах. Однако есть подводный камень. Если вы оценили ущерб в 25 тысяч и оформили ДТП без гаишника, а ущерб потом окажется втрое больше, вам могут вообще не выплатить компенсацию, или выплатить только 25 тысяч.
Третье: выплаты пострадавшим в ДТП, по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности, будут лучше контролироваться и увеличатся. Если до сих пор максимальная компенсация на всех пострадавших равнялась 240 тысячам рублей, то теперь будет по 160 тысяч на каждого. При этом базовая ставка страхования - 1980 рублей - останется неизменной.
Коснулись поправки и сроков выплат компенсаций. С одной стороны, срок рассмотрения заявления на выплату страхового возмещения увеличился вдвое: с 15 до 30 дней. С другой - за задержку выплаты дольше 30 дней установлена пеня - 1,75 от ставки рефинансирования Центробанка в день. Это, как заметил Михаил Фрадков, поможет сократить срок осуществления выплаты. За 2006 год он в среднем составил 90 дней.
Также из закона исключается понятие "внутренняя территория организации". То есть на АЗС, автостоянках и в прочих местах ДТП теперь будет оформляться также, словно оно произошло на улице.
Учитывая, что поправки упрощают системы страхования для граждан, не являющихся собственниками автомобиля, и снижены коэффициенты для автомобилей мощностью до 70 и до 100 лошадиных сил, принятие поправок к ОСАГО - тот редкий случай, когда закон приносит простым гражданам только ясность, защиту и комфорт. Единственное: аккуратнее с самостоятельным оформлением аварий! Если у вас есть подозрение, что под помятым бампером осталось еще что-то помятое и дорогое, ждите сотрудника ГИБДД, как и раньше.