КУДА ОН УЕХАЛ, "СИНИЙ ТРОЛЛЕЙБУС"?

Время от времени у московских транспортников возникает проблема: им не хватает... лошадей. Конечно, лошадиных сил в распоряжении Мосгортранса полным-полно, однако все они упрятаны в двигатели автобусов и троллейбусов. А тут необходимы настоящие, живые кони. Не исключено, что скоро по улицам столицы поедет настоящая конка!

ОХОТА ЗА КОЛЕСАМИ
История этой необычной "коллекции на колесах" началась в 1987 году, когда отмечался первый в столице День города. Вот в Мосгортрансе и затеяли реставрацию старенького трамвая, чтобы устроить ретроэкскурсионный маршрут по Бульварному кольцу. Тот чемоданообразный вагон КМ, изготовленный в Коломне еще в 1929 году, и стал первенцем музея.
Уникальная пассажирская машина (таких уцелело всего две!) может считаться настоящей кинозвездой: именно в салоне "каэмки" снимался эпизод сериала "Место встречи изменить нельзя", в котором Жеглов и Шарапов ловили карманника Кирпича.
Музеи городского транспорта существуют почти во всех европейских столицах. Москва в этом смысле оказалась явным аутсайдером. Когда спохватились в конце 1980-х, оказалось, что к тому времени в закромах самого Мосгортранса практически ничего "реликтового" не осталось. Надежда была лишь на энтузиастов, которые занимались поиском уцелевших колесных раритетов: обшаривали пустыри и свалки, заброшенные карьеры, дачные поселки, проникали на территории заводов и автобаз. Иногда такая "охота" приносила результат. Часть найденных старых машин удалось перевезти на предприятия Мосгортранса и отреставрировать. Теперь из них составлена целая коллекция, подобной которой в России нет, - около 30 ретромашин.
Больше всего в музее трамваев. Среди них вагон серии Ф - первая модель, выпущенная Коломенским заводом еще до революции. МТВ-82, трудившийся на столичных линиях с конца 1940-х годов. Т-2, который открыл в 1950-х "чехословацкую эру" московского трамвая.
А самый "пожилой" экспонат - неуклюжая коробка конки. От "доисторического" экземпляра сохранилась лишь стальная рама с колесами. По отлитым на ней надписям удалось установить, что вагон конно-железной дороги был изготовлен в конце XIX века в Бельгии. Восстановили "бельгийца" по копиям с подлинных заводских чертежей.
Несколько раз эта конка уже участвовала в парадах ретро-техники, но снабжать ее рабочей тягой - настоящая проблема. Необходимые для вагончика четыре лошадиные силы приходилось брать напрокат.
Некоторые колесные экспонаты попали в коллекцию из других городов России: Тулы, Коломны. Троллейбус "Киев-2" прикатили в Москву аж из Запорожья. Восстановленная москвичами "киевлянка" сразу стала... причиной международных разборок.
- Как-то один из лидеров украинских националистов высказал свое неудовольствие: мол, москали утащили к себе нашу историческую ценность - троллейбус, - вспоминает заместитель директора Музея городского транспорта Михаил Егоров. - Но, между прочим, "историческая ценность" эта после того, как ее списали, долгие годы прозябала в Запорожье в качестве складского помещения. И если бы мы "киевлянку" оттуда не вытащили, она и вовсе пропала бы.
Из числа советских пассажирских "уникумов" удалось разыскать "ЛАЗ-695". Это первая опытная модель Львовского автобусного завода. Ее выпустили малой серией специально для обслуживания гостей Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Сейчас "ЛАЗ" восстановлен в своем "фестивальном" виде - даже фигурную раскраску бортов удалось скопировать со старых фотографий.
В разряд "ископаемых" успел попасть даже венгерский сочлененный "Икарус-180". Кажется, еще совсем недавно эти громадные "гармошки" сотнями ползали по улицам столицы, но к нынешнему времени в автобусных парках не уцелело ни одного. Поисковикам посчастливилось обнаружить останки такого "Икаруса" на садовых участках под Орехово-Зуевом. "Хвост" и "голова" пассажирской машины были приспособлены дачниками под сараи.
С ЛЕГКОЙ РУКИ ОКУДЖАВЫ
Народная традиция прежних времен - использовать в качестве сараев, складов, бытовок списанные автобусы и троллейбусы - помогла сберечь несколько очень редких машин. Даже самые большие оптимисты из числа следопытов автостарины не надеялись найти когда-нибудь "ЗИС-154" - ведь эти автобусы были выпущены совсем небольшой серией. Однако в Подмосковье обнаружился-таки целый кузов "сто пятьдесят четвертого", приспособленный под сарай. Владелец уникума согласился на равноценный обмен: вместо вывезенного ретроавтобуса ему поставят новое подсобное помещение.
А в 1996 году энтузиасты-поисковики заметили на одной из дач в районе подмосковного поселка Ватутинка какое-то странное сооружение. Оказалось, что в роли подсобки у хозяина используется деревянный кузов автобуса "ЗИС", который возил пассажиров аж в годы войны! Реликвию перевезли на завод "Аремкуз", выпускавший когда-то такую технику, и началось восстановление старой машины.
- Найденный фрагмент "ЗИСа" аккуратно разобрали и зарисовали на бумаге каждую досочку, каждый лист железа, - рассказывает Егоров. - По этим эскизам были изготовлены точные копии деталей и заново сделан кузов.
Довелось побывать в роли сарая и троллейбусу МТБ, производство которого наладили вскоре после окончания войны. Выпуск электротранспорта освоил машиностроительный завод N 82 в Тушино (этот "почтовый ящик" впоследствии изготавливал детали для космических ракет). Отсюда и появились обозначения: троллейбусы МТБ-82 и трамваи МТВ-82.
С легкой руки Булата Окуджавы "эмтэбэшку" стали называть "синим троллейбусом": традиционная раскраска таких машин, которую наверняка помнят москвичи старшего поколения, - желтый верх и широкая синяя полоса внизу.
Есть в коллекции и "коллеги" МТБ - троллейбусы марки СВАРЗ, выпускавшиеся с начала 1950-х. Первенец - СВАРЗ-ВСХВ - вполне заслуживает прозвища "аквариум": у троллейбуса даже часть потолка сделана из тонированного прозрачного стекла. Это была "персональная" модель для обслуживания посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (позднее - ВДНХ, ВВЦ). Модель оказалась настолько удачной, что на заводе приступили к выпуску ее городской модификации, получившей индекс МТБЭС.
МУЗЕЙ БЕЗ АДРЕСА
В 1999 году состоялось торжественное открытие Музея городского транспорта, для которого выделили часть территории Бауманского трамвайного депо. Увы, музейная идиллия длилась недолго: в 2001-м именно на этой территории разместили депо для вагонов монорельсовой дороги.
Уникальную коллекцию пришлось в спешном порядке перевозить на тесную площадку, выделенную музейщикам на краю Трамвайного ремонтного завода. Часть ретромашин пристроили на хранение в троллейбусные и автобусные парки столицы. Но реставрация новых экспонатов для музея продолжается. Сейчас, например, в депо им. Баумана восстанавливают образец довоенного автобуса "ЗИС-8". Идут работы по воссозданию двух пассажирских прицепов (ходили, оказывается, лет 45 назад по столице несколько десятков "автобусных поездов"!).
Остается лишь пожалеть, что москвичи могут увидеть все эти редкости лишь на устраиваемых время от времени парадах старой техники. Ведь Музей городского транспорта вот уже который год остается "бомжом". Решение о его "регистрации" до сих пор так и не принято.