Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование - известные также как "панча шила" на языке хинди - эти принципы первым озвучил в последний день 1953 года на переговорах с прибывшей в Пекин индийской делегацией премьер Китайской Народной Республики Чжоу Эньлай. Они вошли в преамбулу подписанного в апреле 1954 года двустороннего соглашения о торговле и связях между Тибетским районом Китая и Индией, а спустя еще пару месяцев КНР, Индия и Бирма (нынешняя Мьянма) сообща выступили с инициативой утвердить пять принципов мирного сосуществования в качестве основополагающих универсальных норм международных отношений. Позднее "панча шила" нашли отражение в договоренностях Бандунгской конференции 1955 года и других международных документах и легли в основу отношений Китая не только с сопредельными и развивающимися, но и вообще всеми странами мира.
Впрочем, в середине 1950 годов ни весь мир, ни даже сами государства - "крестные родители" пяти принципов оказались явно не готовыми следовать этим заповедям в повседневной политике. Планета погрузилась в мрак "холодной войны", а разразившийся в 1962 китайско-индийский вооруженный конфликт и вовсе стал, по мнению скептиков, надгробием над призывами к миру, добрососедству и равноправному сотрудничеству. Однако жизнь рассудила иначе - "панча шила" выдержали испытание временем и прочно закрепились в текстах международно-правовых соглашений, а также в дипломатических словарях и энциклопедиях. По настоянию Пекина, упоминания об этих принципах отражены в тексте первого совместного китайско-американского коммюнике от 1972 года о нормализации отношений между КНР и США, а также в прописанных в мае 1989 года итоговых документах визита в Китай первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева.
В основе "панча шила" лежит принцип взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности - так расшифровывает китайская дипломатия существо этих правил. Условиями "мирного сосуществования" выступают равенство и взаимная выгода, гарантами - ненападение и невмешательство во внутренние дела друг друга, а сам мир между разными по размеру территории, численности населения и общественно-политическому строю государствами - результат неукоснительного соблюдения упомянутых принципов. Диалектическая природа "панча шила", убеждены китайские эксперты, проистекает еще из морально-этических воззрений Конфуция, восхвалявшего гармонию, а также из учения другого просветителя древности - Мо-цзы, проповедовавшего идеалы всеобщего мира и любви.
Сегодня, в эпоху глобализации и возникновения новых, нетрадиционных угроз безопасности, агрессивной политики силы, справляющие "золотой" юбилей принципы мирного сосуществования актуальны как никогда, утверждает Пань Тао из Китайского института народной дипломатии. Основанные на идеях гуманизма, терпимости и открытости, "панча шила" стали сегодня мощным оружием развивающихся стран в борьбе за свои права против попыток гегемонистских сил утвердить "закон джунглей" в международных отношениях, легитимизировать практику вмешательства во внутренние дела других государств под предлогом "защиты прав человека", а на деле - ради достижения корыстных целей, узаконить нарушение суверенитета в целях свержения неугодных режимов.
Несмотря на тенденции к глобализации, мир был, есть и еще долгое время останется разнообразным и пестрым, а потому единственным разумным способом избежать мнимого либо реального конфликта цивилизаций, считает китайский эксперт, остаются мир и взаимоуважение между всеми народами, населяющими нашу планету. Только безусловное признание и строгое соблюдение всеми членами мирового сообщества пяти принципов "мирного сосуществования", отмечает Пань Тао, позволит рассчитывать на успешное решение задач демократизации международных отношений, формирования многополюсного и справедливого, рационального политического и экономического миропорядка. Стало быть, перефразируя известный постулат, резюмирует мой собеседник, празднующие сегодня 50-летие принципы "панча шила" бессмертны, потому что верны.