КЛАССИК ЗАГЛЯНУЛ НА РЫНОК

Ежи Кавалерович - живой классик: еще в середине 50-х вместе с Анджеем Вайдой и Анджеем Мунком закладывал основы польской киношколы. Его фильмы "Поезд" (1959) со знаменитым Збигневым Цибульским и "Мать Иоанна от ангелов" (1961) принесли режиссеру международное признание и призы в Каннах и Венеции. А постановка одной из самых масштабных картин польского кино "Фараон" (1966) по одноименному роману Болеслава Пруса поставила Кавалеровича в один ряд с лучшими режиссерами-экранизаторами мира.

На Московский кинофестиваль Ежи Кавалерович привез свою последнюю картину "Камо грядеши"("Куда идешь"), снятую по одноименному историческому роману польского классика Генрика Сенкевича. У этого литературного произведения - удачная судьба: роман переведен на более чем полусотню языков мира и неоднократно экранизировался, правда, всякий раз вне Польши. Кавалерович долгие годы мечтал сделать польскую версию. Но осуществить это удалось только в прошлом году, когда американские инвесторы, вдохновленные успехом польского кино последних лет, приняли деятельное участие в финансировании этого мегапроекта. По словам польского продюсера, 18 миллионов долларов, составившие бюджет картины, еще пока не вернулись, но прогнозы на этот счет весьма оптимистичные.
В своей версии взаимоотношений Нерона, Петрония и первых христиан Кавалерович ушел от мелодраматизма, но усилил философскую линию. Съемки в нескольких странах, две тысячи актеров в сшитых специально для каждого костюмах, деревянная копия римского Колизея, построенная близ Варшавы, гладиаторские бои, тигры - все это, действительно, впечатляет.
Как признался журналистам Кавалерович, он уже порядком устал от этого, существующего в трех вариантах, фильма. Сейчас режиссер мечтает сделать что-нибудь камерное: "фильм, снятый из окна кухни, где бы на фоне лужайки бегала маленькая собачка". Вот только сможет ли он найти на это деньги? На вопрос "Труда" о состоянии польского кино режиссер посетовал: "Польское кино традиционно было режиссерским, где решающий голос всегда принадлежал творцу. А в последнее десятилетие, с полной коммерциализацией кинематографа, режиссерам приходится приспосабливаться к требованиям рынка. Мы, конечно, пытаемся этому противостоять. И в "Камо грядеши" у меня была большая свобода творчества. Но все же теперь нам здорово приходится умерять свои творческие амбиции".
Хотя Ежи Кавалерович в последнее время не так часто, как раньше, бывает в России, он с надеждой смотрит на наше кино, и ему нравятся работы российских актеров, в мастерстве которых он мог убедиться, снимая семь лет назад российско-польскую картину "За что?" по мотивам повести Льва Толстого.