Эстонец Арво Ихо, памятный по блестящей, психологически емкой картине "Только для сумасшедших", (в которой одну из лучших своих ролей сыграла Маргарита Терехова), на этот раз представил странный, полный загадок и мистики фильм "Сердце медведицы". Здесь главный герой ленты, горячий эстонский парень Ника, отправляется в сибирскую тайгу, чтобы обрести свободу, лучше познать себя. По ходу действия он (видимо, в целях самопознания) спит со всеми встреченными девушками и женщинами, а когда ему этого оказывается мало, сходится в лесу с узкоглазой дикаркой, бывшей медведицей, способной исторгать из себя только бессловесное мычание. Картина полна - цитирую аннотацию - "эротического дурмана", волнующих воображение соитий на фоне вечной природы. В какие-то моменты она завораживает пантеистической мощью, в какие-то - отторгает банальностью, общими местами "поэтического кино".
Под занавес фестиваль "отметился" еще одной лентой про горести и радости однополой любви. На этот раз в японском исполнении. Фильм называется "Синева", но повествует он не о "голубых", а о "розовых". Две школьные подружки испытывают сначала скрытое, а потом все более явное влечение, переходящее в нежные поцелуи и планы совместной жизни. Но одной из девушек, вот беда, нравится еще и парень. Более того, она умудрилась забеременеть от него. Пришлось бедняжке в суматохе школьных будней срочно делать аборт. И эта "заноза" отравляет нынче отношения влюбленных отроковиц. Фильм "Синева" до боли напоминает скандинавскую ленту "Покажи мне любовь", прогремевшую несколько лет назад в Европе. Только та картина была талантлива, свежа, наполнена юмором, эта уныло "адаптирует" сюжет к японским условиям и нравам. Фильм невероятно скучен, ничего не говорящие паузы длятся по пять - семь минут, школьницы на экране едят сэндвичи, пьют чай, гуляют по улицам города в режиме реального времени. Причем одна из страдающих героинь ходит весь фильм по экрану с лицом снулой рыбы, другая - с намертво приклеенной фальшивой улыбкой жизнерадостной идиотки. Ясно, что взяли картину в конкурс Московского фестиваля за пикантность темы, а не за высокие художественные достоинства. Но для пикантности уже была в конкурсе датская картина "Все кувырком", в которой кувыркались два веселых гея, был фильм "8 женщин", в котором героиня Фанни Ардан жадно целовалась с героиней Катрин Денев, изменив своей постоянной партнерше-негритянке... Сколько можно? "Такова нынче тенденция мирового кино", - считает кто-то. Думаю все же, что такова "тенденция" нашей доблестной отборочной комиссии, которая, как мне кажется, могла выделить любезные ее сердцу фильмы в отдельную программу, а не насыщать ими сверх меры конкурс, для которого в мире все-таки можно наскрести полтора десятка достойных лент. И без всякого "клубничного" изобилия.
Пока в конкурсной программе фаворитами по-прежнему считаются "Воскресение" братьев Тавиани и "Кукушка" Александра Рогожкина. Некоторые прочат в лауреаты "Чеховские мотивы" Киры Муратовой, которая в присущей ей мизантропической манере противопоставила плохих людей хорошим уткам, свиньям, лошадям и прочей домашней живности. Вряд ли такой взгляд на мир близок, скажем, председателю жюри Чингизу Айтматову, хотя в мастерстве, в образной энергетике Кире Муратовой не откажешь. Судя по всему, между этими тремя фильмами и развернется основная битва за "Золотого Георгия". Если, конечно, в спор не вмешаются корифеи экрана Кшиштоф Занусси и Боб Рафелсон, чьи фильмы показывают сегодня...