ОСКОМИНА ОТ КЛУБНИЧКИ

Сегодня на Московском международном состоятся заключительные конкурсные показы. Последние фестивальные дни не принесли особых творческих откровений.

Эстонец Арво Ихо, памятный по блестящей, психологически емкой картине "Только для сумасшедших", (в которой одну из лучших своих ролей сыграла Маргарита Терехова), на этот раз представил странный, полный загадок и мистики фильм "Сердце медведицы". Здесь главный герой ленты, горячий эстонский парень Ника, отправляется в сибирскую тайгу, чтобы обрести свободу, лучше познать себя. По ходу действия он (видимо, в целях самопознания) спит со всеми встреченными девушками и женщинами, а когда ему этого оказывается мало, сходится в лесу с узкоглазой дикаркой, бывшей медведицей, способной исторгать из себя только бессловесное мычание. Картина полна - цитирую аннотацию - "эротического дурмана", волнующих воображение соитий на фоне вечной природы. В какие-то моменты она завораживает пантеистической мощью, в какие-то - отторгает банальностью, общими местами "поэтического кино".
Под занавес фестиваль "отметился" еще одной лентой про горести и радости однополой любви. На этот раз в японском исполнении. Фильм называется "Синева", но повествует он не о "голубых", а о "розовых". Две школьные подружки испытывают сначала скрытое, а потом все более явное влечение, переходящее в нежные поцелуи и планы совместной жизни. Но одной из девушек, вот беда, нравится еще и парень. Более того, она умудрилась забеременеть от него. Пришлось бедняжке в суматохе школьных будней срочно делать аборт. И эта "заноза" отравляет нынче отношения влюбленных отроковиц. Фильм "Синева" до боли напоминает скандинавскую ленту "Покажи мне любовь", прогремевшую несколько лет назад в Европе. Только та картина была талантлива, свежа, наполнена юмором, эта уныло "адаптирует" сюжет к японским условиям и нравам. Фильм невероятно скучен, ничего не говорящие паузы длятся по пять - семь минут, школьницы на экране едят сэндвичи, пьют чай, гуляют по улицам города в режиме реального времени. Причем одна из страдающих героинь ходит весь фильм по экрану с лицом снулой рыбы, другая - с намертво приклеенной фальшивой улыбкой жизнерадостной идиотки. Ясно, что взяли картину в конкурс Московского фестиваля за пикантность темы, а не за высокие художественные достоинства. Но для пикантности уже была в конкурсе датская картина "Все кувырком", в которой кувыркались два веселых гея, был фильм "8 женщин", в котором героиня Фанни Ардан жадно целовалась с героиней Катрин Денев, изменив своей постоянной партнерше-негритянке... Сколько можно? "Такова нынче тенденция мирового кино", - считает кто-то. Думаю все же, что такова "тенденция" нашей доблестной отборочной комиссии, которая, как мне кажется, могла выделить любезные ее сердцу фильмы в отдельную программу, а не насыщать ими сверх меры конкурс, для которого в мире все-таки можно наскрести полтора десятка достойных лент. И без всякого "клубничного" изобилия.
Пока в конкурсной программе фаворитами по-прежнему считаются "Воскресение" братьев Тавиани и "Кукушка" Александра Рогожкина. Некоторые прочат в лауреаты "Чеховские мотивы" Киры Муратовой, которая в присущей ей мизантропической манере противопоставила плохих людей хорошим уткам, свиньям, лошадям и прочей домашней живности. Вряд ли такой взгляд на мир близок, скажем, председателю жюри Чингизу Айтматову, хотя в мастерстве, в образной энергетике Кире Муратовой не откажешь. Судя по всему, между этими тремя фильмами и развернется основная битва за "Золотого Георгия". Если, конечно, в спор не вмешаются корифеи экрана Кшиштоф Занусси и Боб Рафелсон, чьи фильмы показывают сегодня...