НАМ СУЛЯТ МИЛЛИАРД ЕВРО. ЕЖЕГОДНО

Улучшение инвестиционной погоды в России на фоне экономического роста подвигло финансистов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на решительный пересмотр своих прогнозов и стратегии в отношении восточного соседа. "Деньги в Россию пойдут", - публично пообещал президент банка Жан Лемьер, выступая в Страсбурге на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).

НАША СПРАВКА
Европейский банк реконструкции и развития создан в 1991 году для поддержки становления рыночной экономики в Центральной и Восточной Европе. Финансирует проекты как в частном, так и в государственном секторах экономики. Основные виды операций - кредиты, инвестиции в акции предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг, а также банковские гарантии. Учредителями банка выступают 58 государств, Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. В октябре 2000 года принята новая стратегия сотрудничества с Россией на ближайшие два года.
Все упирается в доверие инвесторов, готовых через отработанные механизмы ЕБРР вложить капиталы в российскую экономику. Банк постепенно восстанавливает свое присутствие в России, скукожившееся после приснопамятного августовского (1998 г.) обвала. Жан Лемьер напомнил на пресс-конференции, что если в 1997 году общая сумма инвестиционных проектов равнялась 761 миллиону евро, то спустя два года она опустилась до 217 миллионов.
С тех пор в истории наших отношений началась новая глава. В 2000 году при финансовом содействии банка в России было уже реализовано 18 инвестиционных проектов стоимостью 580 миллионов евро. В текущем году объемы финансовых потоков вернутся на докризисный уровень. А главное, как заметил Жан Лемьер, -появились основания для оптимизма в осуществлении цели - довести капиталовложения ЕБРР в Россию до одного миллиарда евро в год.
На вопрос "Труда", есть ли интерес у банка к ведущимся сейчас переговорам между Евросоюзом и Россией по увеличению поставок энергоносителей в обмен на инвестиции в энергетический сектор, Жан Лемьер ответил: "Мы были бы готовы поддержать этот проект. Тем более что у него много различных аспектов, в частности транспорт, энергосберегающие технологии, экологическая безопасность".
Вместе с тем никто не обещает "бесплатных обедов". Напротив, при каждом удобном случае звучит тезис: вам необходимо искать пути восстановления доверия инвесторов. Сам же банк следует внутренней инструкции, предписывающей (цитирую по официальной брошюре) "еще больше ужесточить требования к отбору проектов и тщательно учитывать соотношение рисков и рентабельности".
Само собой это относится не только к России. И, как считает украинский парламентарий Евгений Мармазов, чье выступление на сессии ПАСЕ больше напоминало обличительную речь, не всегда только эти мотивы ЕБРР стоят за отказом в помощи. Депутат обвинил банк в "двойных стандартах" и в нежелании выполнять свои обязательства, оговоренные в меморандуме, подписанном на саммите "большой семерки" в 1995 году в Оттаве. Тогда в обмен на закрытие Чернобыльской станции Украине обещали субсидии в размере 1,5 миллиарда долларов на достройку Хмельницкой и Ровенской АЭС. До сих пор, утверждает Мармазов, мы "не получили ни цента... Это уже не экономический, а политический вопрос".
Чем же тогда объясняется в целом мажорная тональность высказываний президента ЕБРР Лемьера в адрес России? Во-первых, рассуждают разработчики долгосрочной стратегии банка, в России проживает 142 миллиона граждан из почти 450 миллионов, обитающих в странах Центральной и Восточной Европы. Во-вторых, Россия является сырьевой сверхдержавой. В-третьих, рост валового внутреннего продукта в минувшем году, в частности, за счет подъема обрабатывающей промышленности, может означать "изменение к лучшему всей структуры российской экономики".
На эту позитивную динамику уже среагировали иностранные инвесторы: как отмечалось в Страсбурге, в 2000 году по сравнению с предыдущим приток капиталов в Россию из-за рубежа вырос на 14,6 процента и достиг 11 миллиардов долларов. Существенно и то, что прямые инвестиции составили 4,4 миллиарда долларов, а это уже рост на 40 процентов. Для Жана Лемьера и его коллег такой пример не может не быть заразительным. Отличительной меткой в кредитной политике ЕБРР, а заодно и его самой привлекательной чертой стал акцент на финансовую подпитку малых и средних компаний. Действующий в банке Фонд малого бизнеса предоставил в прошлом году 200 миллионов евро для почти 40 тысяч российских предпринимателей средней руки. Их пока еще крайне недостаточно - малый бизнес дает всего 10 процентов ВВП и в нем занят только один из каждых десяти работников на рынке труда в России.
Эксперты банка с тонким пониманием отнеслись к рогаткам и препонам на пути роста малого и среднего бизнеса в России: они, проявив хорошую осведомленность, констатировали, что предпринимателям в этой сфере часто приходится "искать спасения в "теневом секторе", а это, в свою очередь, является препятствием для становления гражданского общества". Банк готов помогать им не только кредитами и советами, но и самим фактом своей опеки - это должно, по замыслу ЕБРР, поощрить российских менеджеров энергичнее проводить реформы.
Коллеги Жана Лемьера неизменно подчеркивали в Страсбурге, что на этом направлении надо работать засучив рукава, поскольку "Россия - это исключительно важная страна для стабильности и благополучия всей Европы".