ФЕДЕРАЛИЗМ ТРЕБУЕТ ДЕНЕГ

На этот раз темой обсуждения стала проблема межбюджетных отношений. Ее инициатором выступил

На этот раз темой обсуждения стала проблема межбюджетных отношений. Ее инициатором выступил свердловский губернатор Эдуард Россель, который, как и другие руководители регионов-доноров, весьма озабочен готовящимися изменениями в распределении средств между центром и субъектами Федерации.
С докладом по проекту правительственной Программы развития бюджетного федерализма в России до 2005 года выступил вице-премьер Виктор Христенко. А губернатор Алтайского края Александр Суриков представил материалы по развитию межбюджетных отношений, разработанные рабочей группой под его руководством. Собственно, продолжилась дискуссия между правительством и губернаторами, которая возникает каждый год перед принятием очередного бюджета. На этот раз она стала более острой, учитывая новые законы о налоге на прибыль, о природных ресурсах, а также повышение цен на электроэнергию, газ...
Понятно, что главы регионов пытаются добиться каких-то уступок со стороны правительства при распределении доходов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов. Но ясно также, что межбюджетные отношения нуждаются в упорядочении, в четком разграничении, в прозрачности. Тогда не придется выяснять, например, на что и по чьему распоряжению пошли "детские" деньги в регионе или где задержались зарплаты бюджетникам. При четком разграничении полномочий между центром и регионами возрастет и ответственность. Однако, надо сказать, в вопросе о разграничении полномочий между органами госвласти, субъектами и местным самоуправлением пока ясности нет. Недавно указом президента создана комиссия, которая будет работать над этой проблемой.
Как отмечает А. Суриков, в прошлом году "бюджетная обеспеченность одних регионов в 20 раз превышала" эти показатели в других регионах РФ. Этот разрыв между "бедными" и "богатыми" правительство стремится сократить. А рабочая группа президиума Госсовета предлагает, в частности, увеличить долю регионов в средствах, получаемых дополнительно от перераспределения налогов, реструктурировать старые долги регионов центру, а также позволить субъектам так формировать свои бюджеты, чтобы расходы на зарплату бюджетникам не превышали 40 процентов расходов региона.