На этот раз темой обсуждения стала проблема межбюджетных отношений. Ее инициатором выступил
На этот раз темой обсуждения стала проблема межбюджетных отношений. Ее инициатором выступил свердловский губернатор Эдуард Россель, который, как и другие руководители регионов-доноров, весьма озабочен готовящимися изменениями в распределении средств между центром и субъектами Федерации.
С докладом по проекту правительственной Программы развития бюджетного федерализма в России до 2005 года выступил вице-премьер Виктор Христенко. А губернатор Алтайского края Александр Суриков представил материалы по развитию межбюджетных отношений, разработанные рабочей группой под его руководством. Собственно, продолжилась дискуссия между правительством и губернаторами, которая возникает каждый год перед принятием очередного бюджета. На этот раз она стала более острой, учитывая новые законы о налоге на прибыль, о природных ресурсах, а также повышение цен на электроэнергию, газ...
Понятно, что главы регионов пытаются добиться каких-то уступок со стороны правительства при распределении доходов и расходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов. Но ясно также, что межбюджетные отношения нуждаются в упорядочении, в четком разграничении, в прозрачности. Тогда не придется выяснять, например, на что и по чьему распоряжению пошли "детские" деньги в регионе или где задержались зарплаты бюджетникам. При четком разграничении полномочий между центром и регионами возрастет и ответственность. Однако, надо сказать, в вопросе о разграничении полномочий между органами госвласти, субъектами и местным самоуправлением пока ясности нет. Недавно указом президента создана комиссия, которая будет работать над этой проблемой.
Как отмечает А. Суриков, в прошлом году "бюджетная обеспеченность одних регионов в 20 раз превышала" эти показатели в других регионах РФ. Этот разрыв между "бедными" и "богатыми" правительство стремится сократить. А рабочая группа президиума Госсовета предлагает, в частности, увеличить долю регионов в средствах, получаемых дополнительно от перераспределения налогов, реструктурировать старые долги регионов центру, а также позволить субъектам так формировать свои бюджеты, чтобы расходы на зарплату бюджетникам не превышали 40 процентов расходов региона.