ПРИЗРАКИ УЭЙКО ЗАГОВОРИЛИ

Танковая атака тогда действительно имела место, и управляли машинами агенты ФБР - оно оснащено и бронетехникой. На всякий пожарный, как говорится. Беда в том, что за этой атакой 19 апреля 1993 года, начатой против членов секты "Ветвь Давидова", засевших на своей ферме "Маунт-Кормел", произошел именно пожар, в котором сгорели 86 человек, в том числе 19 детей. И уцелевшие 9 сектантов вместе с родственниками погибших возлагают вину за возгорание на ФБР, танки которого, как доказывают адвокаты потерпевших, стреляли зажигательными снарядами.

Об этой истории в свое время подробно рассказывалось в "Труде", но напомним вкратце ее суть. Федеральное агентство по обороту алкоголя, табака и оружия (АТО) получило агентурные данные, что на сектантской ферме под техасским городом Уэйко создан большой арсенал незаконно приобретенного оружия. Кроме того, сообщалось, что лидер сектантов Дэвид Кореш систематически растлевает малолетних (что впоследствии было подтверждено). И в ночь на 28 февраля 1993 года к "Маунт-Кормел" были подтянуты несколько десятков федеральных агентов.
Их начальники теперь утверждают, что речь якобы шла лишь о вручении ордера на обыск и арест. Но почему это было сделано на рассвете, почему агенты АТО попытались незаметно проникнуть в окна второго этажа? Едва ли удастся установить, кто начал стрелять первым, но погибли тогда четверо атошников и шестеро сектантов. У Кореша были свои осведомители, и на ферме знали, что их хотят застать врасплох. Но самое удивительное то, что, как выяснилось по ходу расследования в подкомитете конгресса, власти тоже знали, что сектантам известны их намерения. Отсюда, по мнению юристов, напрашивается вывод, что силовое решение было запланировано с самого начала. Тем более что самого Кореша можно было легко арестовать: он ежедневно совершал пробежки за пределами фермы и часто бывал в Уэйко.
Адвокатам потребовалось пять лет, чтобы добиться рассмотрения в федеральном суде Уэйко иска спасшихся сектантов и родственников тех, кто погиб. Процесс, начавшийся 18 июня, должен определить, виновна ли госадминистрация в гибели людей, которой можно было избежать. Истцы требуют от государства компенсации на сумму 675 миллионов долларов. Слушание проходит с участием присяжных, но они имеют лишь совещательный голос, федеральный судья Уолтер Смит окончательный вердикт вынесет единолично.
Помимо свидетельских показаний, фигурируют аудиозаписи переговоров с осажденными сектантами, сделанные офисом шерифа графства Макленнан, в котором находилась сгоревшая ферма. Именно к шерифу обратился в то роковое утро один из ее защитников Уэйн Мартин. Он и четверо его детей погибли в огне, но в первый день суда его голос ожил в зале. Мартин в истерическом тоне требовал, чтобы шериф заставил федералов прекратить обстрел: "Скажите им, что тут же женщины и дети, а их человек 65, и они палят без разбора!" И дальше: "Мы имеем право защищаться, они начали первыми!" Между прочим, сектанты тогда позволили забрать раненых федералов, но от медицинской помощи для своих пострадавших отказались.
Осада длилась 50 дней, на пятьдесят первый начался штурм, та самая танковая атака. Танки должны были таранами пробить стены фермы и запустить внутрь слезоточивый газ, чтобы выкурить сектантов из помещений. Дававшая показания по видеозаписи министр юстиции Джанет Рино сказала, что по утвержденному ею плану "выкуривание" должно было продолжаться 48 часов, а если оно оказалось бы неэффективным, следовало приступить к методическому разрушению строений. Но 48-часовое эмбарго выдержано не было, танки начали крушить ферму. Танкисты точно помнят, что выпустили по ней 80 газовых снарядов, но "не помнят", имелись ли в их боекомплекте настоящие снаряды. ФБР настаивает на версии самосожжения сектантов. Хотя еще в прошлом году признавало, что под Уэйко применялись "пиротехнические заряды". Очевидно, по ходу слушания многие "неясности" прояснятся: как-никак в распоряжении суда находится в общей сложности 911 пленок с записями переговоров между сектантами и представителями властей.
Решение судьи Смита станет известно только в июле. Но общественный вердикт ясен уже сейчас. Об этом пишет в "Вашингтон таймс" обозреватель Дэвит Лимбау: "Несомненно, Дэвид Кореш частично виноват. Но значительная часть вины лежит и на правительстве, которое могло предотвратить эту трагедию и сохранить жизни в большинстве своем невинных людей, включая 19 детей. Этот факт не может изменить даже решение суда в пользу федеральных органов".