Разговор с главой Российского детского фонда Альбертом Лихановым накануне 1 июня
Как всегда, лето начнется с Международного дня защиты детей. А этот праздник всегда с привкусом тревоги. Вот и разговор нашего корреспондента с бессменным главой Российского детского фонда писателем Альбертом ЛИХАНОВЫМ вышел далеко не солнечным и безмятежным...
— Альберт Анатольевич, вашему фонду исполнилось 30 лет, вполне себе зрелый возраст. А что изменилось за эти годы?
— Сейчас на улицах уже не встретишь оборванных гаврошей, как еще четверть века назад. Вот и чиновники нас успокаивают: закрываются детские дома и интернаты, сироты обретают новые семьи — опекунские и патронатные. Но так ли все гладко? В наших семейных детских домах приемные родители были полноправными сотрудниками, у них были трудовые книжки, они получали отпускные, им оплачивался больничный. Родители работали не только на семью, но и на государство и несли перед ним ответственность. В России мы создали 368 семейных детдомов, где воспитывались больше 4 тысяч мальчиков и девочек. В итоге 70% из них получили высшее образование, остальные — среднее специальное, все устроены, вышли замуж или женились. Жизнь у них наладилась и дала ростки дальше. И это результат, который трудно измерять лишь в абсолютных цифрах.
— А сейчас семья опекунов, принимая детей на воспитание, подписывает договор с муниципальным учреждением...
— ...и может его расторгнуть, когда пожелает. Вы только представьте, что в таком случае происходит с душой ребенка, который, по сути, должен пережить еще одно предательство. Разумеется, среди приемных родителей много хороших, достойных людей. Но есть и те, которых, увы, прельщает материальное вознаграждение и размытые обязательства в виде договора подряда.
Сегодня обсуждается проект закона, который наделяет государственным (!) статусом так называемые беби-боксы — места, где могут анонимно оставлять новорожденных детей. Я категорически против этого, потому что чудовищный поступок — отказ матери от ребенка — превращается в обыденное действие. А ведь нередко «кукушка» действует спонтанно и потом горько раскаивается. Приведу пример. В краснодарской станции скорой медицинской помощи была оставлена девочка Лена (имя было указано в записке). Через пару дней в попечительский совет выстроилась очередь из желающих ее удочерить. Но тут родная мать одумалась, бросилась в ноги и со слезами на глазах умолила вернуть ребенка. Выяснилось, что все ее проблемы оказались решаемы и уж точно не стоили отказа от собственной дочери. А беби-боксы будто подталкивают: если что, можно сдать новорожденного, будто чемодан в камеру хранения.
— И все же от детей отказываются. Что же делать, чтобы «кукушек» стало меньше?
— Воспитывать чувство родительского долга. Делать это с раннего возраста, подавая пример детям. По свидетельству ученых, формирование ответственного родительства начинается в возрасте пяти-шести лет. Значит, в программы детсада и начальных классов следует вводить основы семейно-родительских навыков в виде соответствующих игр. И есть еще одна важная вещь. Беременные женщины пока получают только медицинское сопровождение. А надо бы после обращения в женскую консультацию проводить социально-психологическое тестирование, которое выявляло бы, относится ли она к группе риска по психологическому и социальному статусу. Органы здравоохранения могли бы включить психолога в службу послеродового патроната. Будущей матери следует оказать всестороннюю поддержку, чтобы она ребенка не бросала.
— Одна из главных забот — здоровье детей. В 2009 году, например, Фонд начал программу «Детский туберкулез». Что удалось сделать?
— К сожалению, Россия оказалась среди самых неблагополучных стран по заболеваемости детским туберкулезом. Мы провели мониторинг 200 учреждений, занимающихся реабилитацией детей. Там очень не хватало бытовой техники, спортивного инвентаря, настольных игр, хороших книг — всего того, что дарит положительные эмоции, когда маленький человечек восстанавливается после удара палочки Коха. Это и определило нашу благотворительную программу. Собрать удалось пока 12 млн рублей, поддержали 19 туберкулезных детских санаториев. Требуется сделать намного больше, но программа реализуется исключительно на пожертвования физических и юридических лиц. Преклоняюсь перед гражданской ответственностью старшего поколения — больше всего среди благотворителей именно пенсионеров. Увы, из госбюджета поддержки нет. Олигархи тем более не спешат раскошеливаться.
— Наверное, не так воспитаны. А как вы вообще оцениваете духовное здоровье подрастающего поколения?
— Воспитание не успевает за новыми технологиями. Ребенок остается один на один с соблазнами, искушениями, пороками, которые ему услужливо предлагают телевизионные шоу и развлекательные сайты в интернете. В наше время родители внушали детям: «Учись, работай — и ты добьешься успеха». Сейчас чаще внушают, что надо добиться успеха любой ценой, в том числе за счет другого. Но что такое мальчишество без товарищества? И какими вырастут девочки без настоящих подруг? Я уж не говорю про ЕГЭ, который отучает детей думать и самостоятельно принимать решения.
— Можно ли изменить ситуацию?
— Можно, если государство этого захочет. Считаю, что еще не поздно вспомнить кое-что полезное из недавнего прошлого. Открывать станции юных техников и натуралистов, где любой ребенок мог бы заниматься делом, которое, возможно, потом станет его профессией, и при этом родители не платили бы несусветные деньги. Надо возвращать детей к книге — причем не развлекательной, а увлекательной, серьезной, окрыляющей душу и отлично написанной. Надо открывать в шаговой доступности не только лавки и магазины, но и новые библиотеки. Ведь они не только приучают ребят к чтению — они порой спасают от одиночества, от пустопорожнего бдения перед компьютером. Наш фонд учредил программу «Детская библиотека». Когда от наводнения пострадали Амурская область, Хабаровский край, Еврейская автономная область, мы отправили двум десяткам библиотек, смытых водой и разрушенных, более 16 тысяч книг. Люди плакали, когда их получили, — библиотеки не видели новых книг десяток лет! Теперь мы взяли под опеку детские библиотеки Крыма и Севастополя — в рамках специальной программы уже передали 15 тысяч книг.
— Ну а какие подарки по случаю Международного дня фонд приготовил детям?
— По традиции 1 июня в Москве организуем большой праздник. Соберутся 11 тысяч ребят из 30 российских регионов. Впервые приедут дети-сироты из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и еще нескольких стран. Будут группы детей сотрудников посольств, аккредитованных в Москве — Сирии, Франции, США, Германии. А 14 главных театров Москвы покажут свои постановки юным зрителям. Но главное торжество состоится традиционно в Большом театре России — это замечательный концерт учеников и выпускников Московской академии хореографии. Гости получат памятные подарки, для них накроют столы в лучших ресторанах столицы. Конечно, будут и экскурсии, поездки на теплоходах по Москве-реке, посещение музеев...
Надеюсь, все это поможет ребятам отлично провести время, поверить в свои силы, загореться большой мечтой. А нам, взрослым, надо помнить, что праздник случается раз в году, а в нашей заботе дети нуждаются всегда, все 365 дней.