Борьба за власть в самом популярном виде спорта обострилась не только в мировом масштабе
В воскресенье состоится конференция Российского футбольного союза, на которой будет рассмотрен вопрос об отставке главы организации Николая Толстых. Фактически его уход считается делом решенным. Но что принесет очередная рокировка на руководящем посту нашему футболу и есть ли среди участников аппаратной борьбы те, кто действительно заинтересован в его прогрессе?
В конце апреля на заседании исполкома РФС Николаю Толстых был вынесен вотум недоверия. «Любой порядочный человек, доведший компанию до такого положения и состояния, должен написать заявление и уйти сам. Поэтому очень странно, что вообще приходится выносить это», — заявил президент ЦСКА Евгений Гинер. «Финансовый отчет, который представил РФС, исполком не устроил. Что именно? Да абсолютно все детали», — добавила президент «Локомотива» Ольга Смородская. В общем хоре был и голос известного тренера Валерия Газзаева, который с некоторых пор переквалифицировался в функционеры: «Полностью поддерживаю решение членов исполкома. Все логично. Перемены назрели!» Контрольный выстрел в голову произвел министр спорта Виталий Мутко, назвавший битву за кресло номер один в РФС процессом «своевременным и заслуживающим уважения».
Скандальные потоки омывают Дом футбола на Таганке уже больше года. В нелюбви к собственной персоне Толстых даже удалось невозможное — объединить боссов вечно враждующих топ-клубов. Прошлым летом, после публикации скандальной стенограммы заседания исполкома, сомнений не осталось: эти противоречия не разрешить. «Был бы у меня тяжелый предмет, я бы тебе в голову кинул, Коля», — распалялся там Гинер.
Уже осенью кресло под Толстых зашаталось с новой силой, но тут начался обвал нефтяных цен и курса рубля, и всем стало не до футбола. Когда дно кризиса не прощупывалось даже приблизительно, давать денег не хотел никто. Но панику удалось подморозить, у властей дошли руки и до футбольных авгиевых конюшен.
В ситуации, когда на носу домашний чемпионат мира, не оплошать на котором — задача государственной важности, не могло остаться в стороне и Министерство спорта. «Вы ведь, наверное, знаете, как было дело с выборами президента РФС, — рассказывал Виталий Мутко. — Должен был я возвращаться, но приняли решение, что министр дополнительные посты занимать не должен».
Очевидно, что глава российского футбола — должность политическая и создана явно не для Николая Толстых. Его честность обернулась прямолинейностью, принципиальность — фанатичностью, почтение к букве закона — формализмом, желание разоблачить всех мошенников до единого — бесконечной чередой скандалов. Толстых — первый и, наверное, последний бессребреник на посту президента РФС. Но с бессребреником во главе и сам союз стал беден как церковная мышь. Сотрудникам месяцами не выплачивают зарплату, что навлекает гнев Роструда, а совокупный долг, составлявший на момент назначения Толстых 800 млн рублей, вырос до 1,4 млрд. Стоит ли в такой ситуации говорить о долгосрочных проектах? В прошлом году РФС принял программу развития футбола до 2020 года, но какой в ней смысл, если пусто в казне?
А с казной все просто: если бы не содержание главного тренера сборной Фабио Капелло (трехлетней зарплаты которого хватило бы для покрытия всего долга), баланс РФС был бы положительным. С 2012 по 2014 год контракт итальянца оплачивали бизнесмены Леонид Федун и Алишер Усманов — так же, как раньше Роман Абрамович платил за Гуса Хиддинка, а «Газпром» начислял жалованье Дику Адвокату.
Ситуация накалилась во время продления контракта. Документ был составлен весьма невыгодно для Дома футбола — Капелло оставался на своем посту до 2018 года с повышением жалованья, астрономическими бонусами и отсутствием какой-либо ответственности за результат. При этом к контракту прилагалось «секретное соглашение», по которому на счета безвестной компании из Монако поступали 10 млн евро за консалтинговые услуги. Но главное, что с началом экономического кризиса «целевые источники финансирования» разом улетучились. Николай Толстых таинственно рассуждает, что работа итальянца в России является бизнес-проектом для «группы лиц», и угрожает назвать их поименно, а также раскрыть предполагавшиеся источники средств, если его загонят в угол.
В этом контексте становится понятно, что имя следующего президента РФС само по себе не столь важно. Станет ли им Гинер, кстати ,так и не извинившийся за угрозы проверить голову Толстых на прочность, или Газзаев, во всех интервью расписывающий свои большие управленческие планы? Перейдет ли главный кабинет в Доме футбола во владения самого Мутко или на амбразуру бросят Сергея Капкова, некогда делегата Абрамовича в РФС? В СМИ мелькают разные кандидатуры, но ясно то, что смена Толстых предполагает стабилизацию ситуации с финансированием, а фигура нового президента укажет на степень этой стабилизации.
Для рядового болельщика же важнее другое. До чемпионата мира осталось три года, а обещаниям футбольных чиновников воспитать для сборной-2018 поколение звезд — уже четыре с половиной. Теперь они и вовсе выглядят маниловщиной. Состав сборной России на ЧМ-2018 примерно известен, и звездами он не блещет: все те же Шатов, Дзагоев, Кокорин, Смольников, а также безальтернативные Березуцкий и Игнашевич. В этой ситуации Капелло во главе сборной — уже не имиджевый ход, «лицо» России в картинке западных телеканалов, а слабая надежда на чудо: авось маэстро что-нибудь придумает. Но что он может придумать, мы уже увидели. Такой беспомощной, бескрылой, беспросветной игры сборная России еще, пожалуй, не знала. А в целом картина парадоксальная: программа развития российского футбола до 2018 года свелась к поиску денег для итальянского тренера. А после 2018-го что делать?