Мы каждое утро слушаем сводки погоды, чтобы знать, как одеться, что взять с собой на работу, в отпуск или командировку. И когда вдруг попадаем под ливень или, того хуже, случаются бедствия вроде наводнения в Крымске или смерча под Тулой, то костерим наших метеорологов: почему вовремя не предупредили? Некоторые секреты метеорологической кухни раскрыл читателям «Труда» советник руководителя Росгидромета Валерий Дядюченко, который 20 лет был заместителем главы ведомства.
— Сегодня давать прогнозы стало сложнее. Климатические изменения и урбанизация погоду на планете заметно испортили. Есть у метеорологов такой термин: значимые опасные явления, причинившие значительный ущерб. Так вот, в конце прошлого века в России их случалось от 150 до 200, а в прошлом году их было 469. То есть аномалий зафиксировано втрое больше.
Мы занимаемся модернизацией системы погодного мониторинга, но это дело непростое и очень затратное. Сегодня основной источник информации о состоянии окружающей среды — государственная наблюдательная сеть. По всей стране это свыше 5000 пунктов наблюдений — метеорологических, аэрологических, гидрологических. Росгидромет создает единую систему наблюдений на базе отечественного радиолокатора ДМРЛ-С, изготовленного по нашему заказу концерном «Алмаз-Антей». Эта система позволяет в режиме реального времени получать картину погодных катаклизмов от Камчатки до Калининграда.
Однако еще одно важное звено системы предупреждения опасных природных явлений — космическая группировка спутников мониторинга природной среды. В основном на их данные опираются метеорологи в США и Евросоюзе. России для этого требуется национальная группировка в составе четырех полярно-орбитальных и двух метеорологических спутников на высокоэллиптических орбитах. Но таких аппаратов в нашем распоряжении нет. В настоящее время в космосе находятся два отечественных метеоспутника, причем их орбита имеет значительные отклонения от заданных характеристик, ряд приборов не работает, что не позволяет использовать их данные в оперативных расчетах.
Как выходим из положения? Приходится обращаться за помощью к соседям. Сейчас прогнозы Росгидромета в основном опираются на данные зарубежных спутников. А это источник не слишком надежный — в особенности с учетом наличия между ЕС и США соглашения об ограничении доступа третьих стран к оперативным данным метеонаблюдений из космоса. То есть данные с американских и европейских спутников могут быть моментально закодированы. Так что воссоздание отечественной метеорологической спутниковой группировки — это не только точный прогноз погоды, но и вопрос национальной безопасности.
Выход подсказывает опыт развитых стран: отдать Росгидромету функции заказчика, чтобы у метеоспутников, наконец, появился хозяин, который заинтересован в их работе.