Бабушки-STARушки

Отчего Россия восприняла второе место на попсовом конкурсе как триумф духа

«Бурановские бабушки» не смогли выиграть бакинское «Евровидение», но вернулись в Россию, словно войско Александра Невского. Им уже присвоены звания народных артисток Удмуртии, а Владимир Путин изъявил желание лично познакомиться со старушками. Должно быть, ему пришлось по душе то, как ловко они заставили плясать Европу под российскую дудку.

Европейская аудитория отдает бабушкам должное: без них конкурс «Евровидение» был бы скучен и пресен. В победе шведки Лорин на самом деле сомнений было немного: она была явным фаворитом у букмекеров, весь ее номер просто дышал профессионализмом (несмотря на реверансы в сторону самодеятельности вроде босых ног и отсутствия макияжа). «Бурановские бабушки» выступали в любительском разряде, но на правах экзотики. Причем даже не музыкальной, а этнографической. Лапти, манишки, перепечи из печи и сами жительницы Бураново — вроде как все аутентичное. Песню им написали удачную, и с учетом скромных вокальных способностей они действительно прыгнули выше головы.

Реакция на выступление бабушек заслуживает отдельного разговора. «Евровидение» в России — это национальный вид спорта, а потому из года в год каналы-вещатели организовывают в прямом эфире некое подобие ток-шоу — чтобы переварить увиденное. Однако в отличие от анализа футбольных матчей анализ «Евровидения» представляет интерес скорее для психиатров. В студии собирается маргинальная публика, вплоть до фриков вроде Сергея Зверева, и начинает с пеной у рта, под флаги и речовки доказывать разгоряченным телезрителям, какие наши молодцы, насколько гениально выступили и как нас жестоко засудили.

«Евровидение» на самом деле не нуждается в таком анализе. Это более чем несерьезный конкурс, и никаких достижений помимо интереса, связанного с соревновательным азартом, в данном случае нет. Однако в России настолько хронический дефицит народных героев, что общественность, вплоть до президента, хватается за каждую возможность хоть немного поиграться в некую объединяющую страну идею.

А идеи нет. Бабушки в лаптях из деревни, задорно поющие «Come On And Dance», — это прорыв только в том смысле, что они дали нам возможность отдохнуть от нескончаемого потока гуттаперчевых мальчиков и девочек гламурного вида. И за это большое и искреннее спасибо. Но приравнивать сей факт к чему-то архиважному смешно. Россия просто подняла настроение Европе, да и самой себе. В пределах Садового кольца так и вовсе испытали особо большое возбуждение, увидев, как звездный статус может быть доступен обычным людям.

Проект «Бурановские бабушки» — отличный, интересный, самобытный — теперь, по-честному, надо было бы вернуть к его исходному состоянию (похоже, того же желают и бабушки — спокойно петь для своих, не претендуя на звание символа нации). Потому что в противном случае на бабулях начнут делать огромные деньги, которые вряд ли будут оседать в их карманах. К тому же — надо смотреть правде в глаза — поют они так себе. Год назад довелось услышать их на фестивале «Рок над Волгой» в Самаре — бабушек познакомили с Вячеславом Бутусовым и попросили спеть хит «Наутилуса Помпилиуса» «Прогулки по воде». Старушки нестройными голосами затянули на удмуртском про то, как «с причала рыбачил апостол Андрей», и стотысячное море рокеров не знало, как на это реагировать: освистывать таких очаровашек даже рок-фанатам воспитание не позволяет, но и слушать это было откровенно тяжело.

У них ведь просто кружок в сельском клубе. Так давайте же поклонимся бабушкам в пояс и, приплясывая под «па-а-а-ати фор эврибади дэнс», отпустим к огородам и внукам.