Послали на три точки
Даже жюри главного киносмотра соскучилось по человеческим историям
«Любовь» австрийца Михаэля Ханеке завоевала «Золотую пальмовую ветвь». В этом году бесхитростная мелодрама и реальные человеческие истории пользовались на Каннском фестивале большим вниманием, чем авторское кино и свободный полет фантазии.
Погода на сей раз оказалась как никогда сурова к участникам и публике. Особенно сильные дожди символично лили в тот день, когда в конкурсе демонстрировался фильм Михаэля Ханеке «Любовь», и потом на закрытии, когда создатели картины получили «Золотую пальму». «Любовь» — фильм про 80-летних стариков, супружескую чету. Когда у жены случился инсульт, муж взялся за ней ухаживать. Прогнал нерадивую сиделку, пытался объяснить родной дочке, живущей за границей, что в его поступке нет ничего героического и в каком-нибудь хосписе старушке уж точно лучше не будет. Прожив со своей половиной долго и в целом счастливо, старик приложил некоторые усилия, чтобы и умереть с ней в один день. Главные роли у Ханеке сыграли легенды французского экрана Эмманюэль Рива и Жан-Луи Трентиньян. И сам режиссер, и председатель жюри Нанни Моретти признали, что победой фильм обязан прежде всего актерам. «Моей целью было поговорить о человечности, о чувствах. В моей семье была похожая ситуация, когда сталкиваешься со страданием близкого человека, — сказал Михаэль Ханеке. — После сложного фильма „Белая лента“ („Золотая пальмовая ветвь-2009“. — „Труд“) мне хотелось сделать что-то простое, что затронет каждого и не будет сложным для трактовки».
Менее восторженно, но все же с уважением зал воспринял известие о награждении Гран-при, вторым по значению призом, фильма «Реалити-шоу» режиссера Маттео Гарроне. Аналогичный приз итальянец получал за предыдущую свою картину — разоблачительную антимафиозную «Гоморру». «Реалити» посвящен зависимости обывателя от телевидения. Герой, трудяга-рыботорговец, отец семейства, забывает себя, друзей и родных, одержимый мечтой попасть в число участников шоу наподобие «Дома-2» или «За стеклом». Гарроне взял за основу реальную историю, случившуюся в Неаполе, который называет городом контрастов. Режиссеру удалось нарисовать довольно точный портрет итальянского общества эпохи кризиса, но все же, по мнению ряда критиков, автор, что называется, недожал тему.
С реальными событиями и судьбами связаны почти все премированные картины. Обладатель приза жюри британец Кен Лоач делал свою «Ангельскую долю» в Глазго, набрав исполнителей из такой же безработной молодежи, какую показал в этой социальной комедии. Мелкие правонарушители в картине Лоача получают шанс свернуть с кривой дорожки, увлекшись производством виски. Получая приз, Кен Лоач призвал к «солидарности с теми, кто пострадал из-за мер жесткой экономии».
На подлинной истории основывался и лауреат премии за сценарий, румын Кристиан Мунджу. В его фильме «За холмами» девушка погибает в монастыре во время обряда по изгнанию дьявола. Премию за лучшую женскую роль на фестивале разделили две юные актрисы из этого фильма, Кристина Флутур и Космина Стратан. За лучшую мужскую роль под бурное одобрение аудитории поощрили импозантного датчанина Мадса Микельсена, который сыграл у Томаса Винтерберга в психологической драме «Охота». Наконец, лучшим режиссером назван мексиканец Карлос Рейгадас за путаный, эклектичный и многофигурный фильм «После мрака — свет».
Больше всего разочарований у любителей прогнозов вызвал тот факт, что жюри, в составе которого были, в частности, актеры Диана Крюгер и Юэн Макрегор и модельер Жан-Поль Готье, никак не отметило фильм «Holy Motors» Леоса Каракса. Именно эта картина с Дени Лаваном в главной роли выделялась из всего каннского конкурса пьянящей свободой самовыражения, энергетикой поиска, богатым до расточительности визуальным рядом и яркой образностью — всем тем, что и составляет сущность настоящего кинематографа. Не наградили и ни одну из многочисленных американских картин конкурса с участием крупных звезд вроде Брэда Питта, Николь Кидман, Мэтью Макконахи, Роберта Паттинсона. Американцев, вероятно, подвело то, что любой экранный конфликт у них заканчивался перестрелкой или поножовщиной. Каннская публика тяготеет к более тонким материям.
Русскоязычный участник фестиваля Сергей Лозница с фильмом «В тумане» удостоился премии Международной федерации кинопрессы. Иностранные критики принимают германо-белорусскую ленту по повести Василя Быкова благосклоннее российских. Их привлекает прежде всего сама история о чувстве вины и предательстве на войне — но мы-то читали повесть и можем оценить, насколько книга сильнее. А в конкурсе учебных короткометражек «Синефондасьон» победила лента выпускницы ВГИКа Таисии Игуменцевой «Дорога на:" Точки в названии обозначают те три буквы, куда посылают остальных отчаявшиеся герои картины. Жюри короткого метра в этом году возглавлял Жан-Пьер Дарденн, неоднократный обладатель «Золотой пальмовой ветви», и получить приз из его рук для молодого режиссера было почетно вдвойне. Теперь Игуменцева может рассчитывать на то, что и ее полнометражный фильм, когда она его снимет, будет представлен в Каннах.