С художником Тимуром Новиковым случилось то же, что и со многими другими яркими деятелями
С художником Тимуром Новиковым случилось то же, что и со многими другими яркими деятелями подпольной сцены 80-х, - его присвоили себе искусствоведы и арткритики, а раскрыть для широкой публики так и не успели. В 1997 году Новиков ослеп, хотя и продолжал работать, в 2002-м умер. Сегодня галерея Art4.ru отмечает его выставкой годовщину своего открытия. На экспозиции представлена самая знаменитая часть творческой жизни Новикова - период неоакадемизма, которым он увлекся в самом конце 80-х. Он декларировал возврат к традиционному искусству на новых основаниях - под словом "искусство" он понимал не его предмет, а его отношения с воспринимающим. Современный человек, считал Новиков, должен испытать перед картиной то же самое, что испытывали перед прекрасными произведениями искусства люди эпохи Возрождения.
К своей декларации неоакадемизма Новиков шел долго, успев попробовать множество экспериментальных течений. В начале 80-х он создал в Петербурге движение "Новые художники", отвергавшее все, что не отвергали другие течения; устраивал в Петербурге первые рэйвы. На рубеже 90-х пришел к тому, что русское искусство должно обратиться к "новому русскому классицизму"; организованная им знаменитая выставка "Молодость и красота в искусстве" (1990) прошла в виде научного симпозиума с концертом классической музыки и балетом. То, о чем догадался тогда Новиков, - основа современного представления о современном искусстве: как бы оно ни потрясало, удивляло, шокировало, главное в нем - это красота.