ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА ДЛЯ "ЖЕЛТОГО КОЛЕСА"

На минувшей неделе будто специально сошлись вместе сюжеты, непосредственно связанные с тем, что в последнее время получило довольно неуклюжее название "шоу-бизнес". Концерт Пола Маккартни на Красной площади столицы и переданный в прямом эфире из Риги песенный конкурс "Евровидение", где наш скандально популярный ансамбль "Тату" участвовал в состязании, привлекли к себе внимание не только зрителей, но и телекомментаторов.

Редкая из вечерних программ обошлась без того, чтобы не обсудить эти события. Еще за два дня до концертов в Москве и Риге, в четверговом "Основном инстинкте" (Первый канал) С. Сорокина поставила на обсуждение публики вопрос о допустимости проведения концерта на Красной площади. Вопрос, надо сказать, праздный, потому как там не раз происходили и оперные спектакли, и народные гулянья, и эстрадные представления. Поэтому, естественно, 88% присутствующих в студии успокоили ведущую, заявив, что концерты на главной площади страны не оскорбляют их чувства.
Впрочем, голосование по самоочевидному вопросу понадобилось не для выяснения истины, а для устройства в студии небольшого скандала: ведь ТВ - тоже разновидность шоу-бизнеса и ему как воздух нужен высокий рейтинг, пусть даже ценой искусственно созданных свар. Депутат-элдэпээровец оскорбился тем, что на кладбище (таковым ему представляется Красная площадь) устраивают концерт, а депутат-коммунист возмутился, что на святом для всех месте будет происходить классово чуждое зрелище.
Только после такой "разминки" перешли к главной теме - необходимости появления в стране закона о шоу-бизнесе. Но и тут был заметен очевидный перекос: депутат, подготовивший законопроект, думал вовсе не об интересах общества. Было занятно слышать, что согласно будущему закону достаточно заранее оповестить публику, что ей предстоит наслаждаться пением под фонограмму или слышать со сцены непристойности, - как все это окажется легализованным.
Но даже такая вольница не устроила присутствующих: только 19 процентов сочло закон, защищающим интересы шоу-бизнеса. Были отвергнуты также все предложения по созданию экспертного или художественного советов, которые могли бы поставить общественный заслон откровенной халтуре и дурновкусию. Прикрываясь разговорами об опасности возрождения цензуры, представители поп-культуры выступили за сохранение нынешнего положения. Оно их устраивает.
Устраивает оно и крупнейшие телеканалы, в особенности Первый, который немало сделал для процветания на экране худших образцов масскультуры. Все эти бесконечные "Старые песни о главном", безразмерные пышные концерты во славу различных ведомств (тех по преимуществу, кто больше заплатит), юбилейные торжества по случаю какого-нибудь "летия", раскрученных тем же ТВ "звезд" - все это является откровенным торжеством не только "фанеры", но и откровенной пошлости.
Не устраивает нынешнее положение, пожалуй, только общество - именно оно страдает от разгула худших образцов коммерческой массовой культуры. Случилось так, что в нашей стране, резко перешедшей от системы запретов к свободе всего и вся, коммерциализм бытует в еще более уродливых формах, нежели на "исторической родине", в странах Запада.
Недавно в передаче "Постскриптум" (ТВЦ) прозвучало меткое название, которое дал происходящему ныне в российской культуре Александр Солженицын. На смену "красному колесу" большевизма, больно прокатившемуся по нашей истории, пришло, считает он, "желтое колесо" коммерции и цинизма. "Желтизна", родившаяся в сфере бульварной, жаждущей дешевых сенсаций журналистики, с легкостью окрасила своим цветом и ту часть культуры, что предназначена для самых широких слоев населения. ТВ стало носителем этой самой "желтой" культуры...
Еще не так давно ситуация, сложившаяся на телеэкране, казалась мне, признаюсь, совершенно безнадежной. Уж больно агрессивно единым строем выстраивались слезливые мелодрамы, бессмысленные в своей жестокости ментовские сериалы и пошлейшие песенные концерты-шоу. Апофеозом стало присуждение телевизионной награды ТЭФИ, состоявшееся несколько лет назад. По итогам юбилейного пушкинского сезона в одной из номинаций лицом к лицу сошлись две многосерийные программы - одна была снята по стихотворному шедевру национального гения, другая представляла собой ловкую милицейскую поделку. Телеакадемики, которые не прочь при случае похвастать своим отменным художественным вкусом, сделали не моргнув глазом выбор в пользу ментовского сериала.
Через неделю завершается срок выдвижения кандидатов на ТЭФИ нынешнего сезона. Я, как и некоторые другие критики, воодушевленные успехом "Театрального романа" и "Идиота", хочу надеяться, что лед, как говорится, тронулся. ТВ будто вспомнило, что может быть не только низким, базарным зрелищем, но и настоящим искусством. Появилась надежда, что не только эти, но и другие произведения "новой волны" телевизионного творчества будут задавать тон при распределении наград. Несмотря на то, что некоторые телевизионщики, цепляясь за прошлое, пытаются, как в былые времена, дать зеленую улицу "желтому колесу".