Главный врач областной станции переливания крови Юрий Шкуропатов возмущен и раздосадован невниманием местных властей к сложившейся ситуации: "В 2001 году среди людей, пришедших сдавать кровь к нам на станцию, выявлено 106 носителей вируса ВИЧ, в 2002 году их было еще больше".
Комментирует член-корр. РАМН, директор Института переливания крови имени А. Богданова Владимир Матвеевич ГОРОДЕЦКИЙ:
- Случаи заражения ВИЧ-инфекцией при переливании крови единичны, но они есть. (Например, по официальным данным, в 2001 году было зарегистрировано 11 таких случаев. - С.С.) И если не изменить ситуацию, риск заражения будет увеличиваться по мере роста числа ВИЧ-инфицированных. Это расплата общества за невнимание к службе крови.
Почему случаются такие трагедии? Допустим, человек приходит сдавать кровь. Несколько дней назад он заразился СПИДом, но пока об этом не знает и чувствует себя нормально. Возбудитель болезни уже есть в крови, но организм еще не успел отреагировать на него, не выработал антитела на чужеродный элемент. Между тем все анализы крови "ищут" именно антитела, их наличие - свидетельство того, что человек заражен. На выработку антител уходит от трех до шести месяцев. Это и есть серонегативное окно - бич любой службы крови во всем мире, период, когда возбудитель ВИЧ-СПИДа не обнаруживается с помощью обычных анализов. Есть ли выход из этого положения? Есть.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует повсеместно вводить так называемую ПЦР-диагностику. Это максимально точная диагностика на молекулярном уровне, которая позволяет практически сразу выявлять вирус. Но внедрение такого метода требует больших затрат.
Еще один способ снизить риск заражения - отправлять плазму крови на несколько месяцев на карантин. У нас уже есть приказ о введении такой меры по всей стране, но и для этого нужны немалые средства.
Трагические случаи, подобные тому, что произошел в Оренбурге, обычно вызваны не отдельными "проколами" в работе врачей (хотя таковые, конечно, возможны). Проблема гораздо шире: недостаточная техническая оснащенность, слабое финансирование, отсутствие внимания в целом к проблеме донорства.