Торговцы зерном утверждают, что страна, которая только-только стала крупным экспортером зерна, может враз все потерять: мол, "существенно снизится приток валюты", а также "ослабнут позиции России на переговорах об условиях вступления в ВТО".
Понятно, что те и другие заботятся прежде всего о своих интересах: у пекарей падает рентабельность, у экспортеров под угрозой весь бизнес. А что нужно нам - большинству россиян, которые приходят за хлебом в булочную?
В прошлом году Россия и впрямь размахнулась - вывезла за рубеж, по разным оценкам, от 15 до 20 млн. тонн зерна. Экспортеры заработали на этом свыше 1 млрд. долларов. Зато крестьяне, вырастившие рекордный урожай, остались "без штанов". Внутренние цены на зерно были сбиты торговцами до постыдно низкого уровня, а государство вмешалось в ситуацию слишком поздно и малоквалифицированно. Как итог, в нынешнем году дураков на селе оказалось гораздо меньше, зерновой клин ужали и прогнозы на урожай теперь не превышают 70 млн. тонн - вместо былых 100 миллионов.
То есть уже не до вывоза - хватило бы самим на горбушку. Хотя виды на мировой рынок снова просматриваются неплохие. Если в прошлом году "помогли" природные катаклизмы в Европе и Америке, то ныне в Украине померзло 42 процента всех озимых, и оттуда экспорта скорее всего не будет вовсе. Значит, мировые цены опять окажутся высокими - то есть в принципе поторговали бы прибыльно. Вице-президент Зернового союза Александр Иевлев так и говорит: "Объем экспорта пшеницы будет зависеть прежде всего от мировых цен на зерно".
Но наметившийся дефицит зерна внутри страны уже довел внутренние цены на продовольственную пшеницу до 3500 рублей за тонну (прошлым летом была - 1400 рублей). Аналитики предсказывают дальнейший рост и дефицита, и цен. А тогда, по мнению гендиректора компании "Русагро-Зерно" Антона Малинкина, "рынок сам прекрасно себя отрегулирует - дефицит зерна сделает операции на внутреннем рынке рентабельнее экспортных". Однако такое "регулирование" может довести цены на батон белого или буханку черного до среднемировых. Нам это по карману?
Как утверждают в Союзе пекарей России, сегодня хлебокомбинаты еще держат цены за счет снижения рентабельности, но "когда эта пружина дойдет до критической точки, то она резко разожмется". Что будем делать - вводить карточки?
Мукомолы и пекари винят во всем политику Минсельхоза и ждут от власти мер, которые помогут сбить рост внутренних цен. Это могут быть продажи на внутреннем рынке по низким ценам той пшеницы, которую государство закупило прошлой осенью. Хлебопеки также требуют стимулировать импорт дешевого зерна из соседнего Казахстана. Но Минсельхоз, как и в прошлом году, тянет с ответом. Видимо, ждет, когда рынок самостоятельно все "отрегулирует". И "французская булка" станет иностранной не только по названию, но и по цене.