ДЕСЯТЬ РУБЛЕЙ ЗА ЧАС

О том, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) у нас безнадежно отстает от прожиточного минимума, газеты, в особенности "Труд", писали не раз. Еще недавно он был равен 83 руб. 49 коп., и эта смехотворная цифра была неизменной четыре года работы предыдущего состава Думы и начала расти только в 2000 г. С 1 мая нынешнего года ее повысили до 450 рублей в месяц. То есть за два года МРОТ увеличился в пять раз. Но и при этом он никак не дотягивает до полутора тысяч рублей - такова сегодня величина прожиточного минимума в среднем по России. Устранить эту вопиющую социальную несправедливость призван новый Трудовой кодекс, в котором установлена четкая норма: минимальная заработная плата должна быть на уровне прожиточного минимума трудоспособного человека. Лед наконец тронулся? Не станем спешить с оптимизмом.

Дело в том, что требование кодекса имеет примечание, по которому порядок и сроки введения этой нормы определит отдельный федеральный закон. Когда это произойдет? Профсоюзы считают, что МРОТ на уровне прожиточного минимума должен быть установлен в ближайшие два года. Правительство же обозначило этот срок аж 2028 годом! Ясно, что к этому времени никто из представителей нынешних властей ответственность за это нести не будет. Очевидно и другое: одноразово увеличить размер минимальной оплаты в четыре раза - задача труднореализуемая. Замкнутый круг?
Госдума по предложению фракции ОВР дала поручение нашему комитету сформировать межфракционную рабочую группу, которая призвана найти наконец решение этой тупиковой проблемы. А чтобы работа не начиналась с прежних разногласий, две фракции - ОВР и СПС - вышли с инициативой введения новой величины - минимальной почасовой оплаты.
Что предлагает фракция ОВР? С 1 января 2003 года такая оплата должна быть на уровне 10 рублей за час. Почему именно десять? В среднем за месяц накапливается 168 рабочих часов. Умножаем 10 на 168 и получаем 1680 рублей в месяц - примерно такой прогнозируемой сумме будет к этому времени равен прожиточный минимум. Понятно, что не все работодатели смогут платить такую зарплату. Тогда работники должны быть задействованы неполное рабочее время. Для чего предлагается ввести два новых понятия: полностью и не полностью занятые работники. Первыми будут считаться те, кто получает зарплату равную или большую, чем минимальная почасовая оплата, помноженная на 168, причем независимо от количества отработанных часов. Тех, кому зарплата выплачивается меньше, предлагается назвать не полностью занятыми работниками.
Для последних устанавливаются гарантии. Во-первых, в условиях договора должно быть оговорено сокращенное рабочее время с оплатой пропорционально отработанному времени, но не меньше двух величин: почасовой оплаты (10 рублей в час) и минимального размера оплаты труда, т.е. 450 рублей в месяц. МРОТ, таким образом, мы оставляем. Для того чтобы любому человеку, с которым работодатель заключил договор, он не мог платить меньше 450 рублей. А дальше - за каждый час не меньше 10 рублей.
А как быть, если человек заключил договор на три часа в день, а его заставят работать пять часов? Во-первых, на то должно быть письменное согласие работника, во-вторых, такое "сверхдоговорное" привлечение должно оплачиваться по сверхурочной сетке: первые два часа в полуторном размере, последующие - в двойном. Записана и прямая норма - запрещение уклоняться от выплаты работникам минимальной почасовой зарплаты. За это устанавливается административная, а в тех случаях, когда нарушения носят массовый характер, - уголовная ответственность.
Высказывались сомнения - перевод на трех-четырехчасовую оплату труда увеличивает неполную занятость. Но если человек получает, например, зарплату 800 рублей, он будет более свободен, сможет законно работать только 80 часов в месяц, а не 168 и получит легальную возможность подрабатывать в других местах. Такие люди могут вставать на учет на бирже труда (для чего необходимо ввести дополнения в закон о занятости), претендовать на социальную помощь от государства.
При этом более полным и правдивым становится учет занятости, работник освобождается от сверхэксплуатации, трудовые отношения становятся более чистыми и открытыми. А главное - человеку перестают платить за его труд меньше того, на что он сможет хотя бы прилично выжить.
Что предлагает СПС? Во-первых, платить по 5 рублей за час. Но у нас же уже есть МРОТ, который намного меньше прожиточного минимума. Зачем же эту несправедливость узаконивать? Во-вторых, коллеги из СПС предлагают вообще ввести исключительный принцип почасовой оплаты труда. Но это резко снижает использование различных форм оплаты труда. И, в-третьих, они не устанавливают никаких гарантий для не полностью занятых работников.
А какова позиция правительства? Они нормально отнеслись к самой идее введения почасовой минимальной оплаты. Но основная полемика развернется по вопросам величины оплаты. Наша позиция очевидна: если вы не можете человеку платить столько, чтобы он смог прожить на эти деньги, значит, вы не имеете права задействовать его на полный рабочий день. Причем решить этот вопрос можно без особых потерь для бюджета. Понятно же, что технические работники в школах, библиотекари работают не полный рабочий день. И не произойдет никакой катастрофы, если их переведут на трех-четырехчасовой трудовой режим. Но люди при этом будут получать за реально отработанное время реальную зарплату, иметь возможность приложить свои усилия в другом месте.
Итак, если наши предложения будут приняты, то произойдет очень серьезный сдвиг в трудовых отношениях. Причем по многим параметрам. Во-первых, мы резко повышаем цену труда, за который мы привыкли платить копейки. Когда работодатель поймет, что за каждый час он должен отдавать реальные деньги, то будет вынужден всеми силами искать способы эффективно использовать рабочую силу.
Во-вторых, в корне меняется взгляд на занятость. Если посмотреть статистику безработицы, то выглядит она намного лучше, чем в развитых странах: три-четыре процента. Ясно, что это дутые цифры. Известно - у нас огромное количество людей, которые не работают, формально не являясь безработными: трудовая книжка лежит в отделе кадров, а работы нет. Да, произойдет для кого-то не очень приятный процесс легализации такой ситуации. Но зато государство будет знать, сколько людей в стране занято не полностью. И должно будет решать эту проблему.
... Законопроекты обеих фракций на днях внесены в Госдуму. Подождем реакции депутатов.