В это трудно, невозможно поверить: вдруг, в одночасье, ушел из жизни Николай Еременко - красавец мужчина, супермен, здоровяк, которому, казалось, не будет сносу сто лет. Друг нашей газеты, он время от времени позванивал мне, чтобы похвалить ту или иную публикацию, расспросить, о чем пишу, поведать о своих планах. В ближайший четверг, рассказали мне в актерской гильдии, он собирался быть в Киеве по важным делам, в минувшую пятницу подтвердил, что полетит при любой погоде, а в воскресенье Коли не стало: обширный инсульт унес его жизнь...
Он всегда считал себя баловнем судьбы. Любимый ученик Сергея Герасимова, Еременко с первых лет работы в кино воспитывался на хороших ролях, на серьезной драматургии. Уже к тридцати годам он переиграл десятки ролей классического и современного репертуара, о которых может только мечтать любой исполнитель. В самом деле, часто ли на актерскую долю выпадает счастье воплотить образ Жюльена Сореля в масштабной экранизации "Красного и черного", Меншикова в дилогии о Петре Великом? Сыграв же лихого, отчаянного старпома в культовом фильме 80-х годов "Пираты ХХ века", Еременко пережил такой взлет актерской популярности, какая и не снится нынешним звездам и звездочкам. Коля рассказывал мне, как восторженные поклонницы ночевали в его подъезде, присылали бандероли со своими локонами, писали письма с обещаниями покончить с собой, если он не ответит.
Ему хватило ума и самоиронии не заиграться в эти опасные игры со славой. Он постоянно искал себя, расширял диапазон своих творческих возможностей. После рафинированного интеллигента любил - на контрасте - сыграть "крутого парня", супермена, человека действия. Кстати, никогда не прибегал к услугам дублера - все трюки, в том числе и сложные, выполнял сам. И не только в "Пиратах ХХ века", но и в более поздних фильмах. В свои 52 года Николай был в отличной форме: лишенный вальяжного жирка, он мог часами бегать, плавать в море, ворочать тяжести. Его хорошо знали посетители Сандунов: здесь он дважды в неделю сгонял лишние килограммы перед ответственной ролью.
Коля не был богемщиком, но жизнелюбом - да. Любил хорошую компанию, умел выпить. Его обожали женщины, и он платил им взаимностью. В юности был способен на подлинные безумства ради прекрасного пола. Однажды, рассказывал он мне, во имя возлюбленной повис на балконе девятого этажа - с внешней его стороны. К счастью, уцелел, не сорвался... Романтические порывы не оставили его и позже. Когда два года назад я позвонил ему, чтобы поздравить с юбилеем, он весело ответил: "Знаешь, полтинник стукнул, а я еще не налюбился".
С возрастом он становился серьезнее, ответственнее, строже. В последние годы все чаще думал о режиссуре. К 70-летию своего отца, Николая Еременко-старшего, которого открыл тот же Герасимов в фильме "Люди и звери", Коля нашел сценарий Валентина Черныха "Сын за отца". Так случилось, что быстро найти режиссера для этой работы не удалось, и Еременко-младший сам стал за камеру. "И вот тут-то я накомандовался над отцом за все свое подчиненное детство", - шутил он в разговоре.
На самом деле, у них с отцом были на редкость трогательные, нежные, доверительные и по-настоящему мужские отношения, хотя на многие вещи они смотрели по-разному. Если Еременко-старшего сжигал общественный темперамент и он был заметной фигурой на белорусском политическом Олимпе, то Николай политики демонстративно сторонился. "Это, если хочешь, моя позиция, - говорил он в интервью для "Труда". - Ибо политика, по моим наблюдениям, сжирает творческую ауру художника. Какой-нибудь актер всю жизнь создает свой имидж, а помелькал в окружении того или иного президента - и все, он голый. Я, конечно, слежу за всеми происходящими в обществе процессами, у меня есть своя личная точка зрения по тому или иному вопросу, но участвовать в политической борьбе - сохрани меня Господь. Тем более что в нашей стране очень редко поминают политиков добрым словом после ухода со сцены. А артист продолжает развлекать публику даже после своей смерти"...
Кто мог подумать, что эти слова окажутся столь жутко пророческими... Я уже знал, что Коли не стало, а по телевидению в эти самые часы крутили фильм "Лев Толстой", в котором Еременко - молодой, красивый, талантливый играл одну из своих блистательных ролей. А на подходе - еще несколько его новых работ, которые будут приходить к нам, как свет погасшей звезды...
Согласно воле покойного и его матери, народной артистки Белоруссии Галины Орловой, похоронят Николая Еременко в Минске, рядом с могилой отца.