Школа больна - давно и тяжело. Тот факт, что она предлагает детям "джентльменский набор" из неудобоваримых для большинства предметов, вынужден признать даже министр образования Владимир Филиппов. По результатам опроса в двух тысячах российских школ, 50 процентов школьников не усваивают и половины учебного материала по физике, химии и биологии... Из них 25 процентов по своему развитию просто не в состоянии их усвоить. Другие 25 процентов считают себя гуманитариями, им тонкости этих предметов "не нужны". Добавим: математику не усваивают не 50 процентов школьников, а все 80. Вот одно из горьких признаний министра: "Недавно мы подсчитали и ужаснулись, сколько времени ребенок должен заниматься, чтобы освоить школьную программу. По нашим нормативам получается 167 часов в неделю. Но в неделе всего 168 астрономических часов! Что можно требовать от детей при такой нагрузке?"
Причину всех бед министр видит в том, что государственный образовательный стандарт "слишком большой", и если его уменьшить, внедрить "развивающее обучение" и 12-летку, то проблема будет снята. Иными словами, предлагается продолжать бесконечные эксперименты над школьниками при сохранении порочной основы - школьной уравниловки и принудиловки.
Но ведь дети не подлежат никакой стандартизации. Так уж распорядилась природа - ну не могут они, как правило, одинаково усвоить математику и биологию. В Америке и даже в Африке этот объективный факт давно приняли к сведению и предоставили детям возможность учиться в школе тому, к чему их влекут врожденные способности. Нам же подавай собственные "инновации", вроде "всестороннего развития личности". И вот десять лет наших "инноваций", этого своеобразного "лохотрона", - позади. Предоставим слово "обманутым вкладчикам".
"Никогда не думала, - пишет мама из Вологды (не называю ее имени по понятным причинам), - что даже в младших классах учиться так сложно. А для родителей еще сложнее, чем для детей. Очевидно, так называемая развивающая школа рассчитана на то, что осваивать программу дети будут не только с помощью учителей, но и родителей, а то и репетиторов. Пришла осенью переговорить с учителями. Один советует: "Нужен репетитор!" Другой: "Возьмите консультанта!.." И хором: "Без помощи специалистов ваш ребенок не справится". И услужливо дали адреса "специалистов". Вышла из школы и думаю: Боже мой, где столько денег найти? И в чем же тогда эффект развивающего обучения?"
Другая мама, из села Глафировка Краснодарского края, неожиданно обрадовала меня удивительно верным пониманием сути этого самого, "развивающего": "Ведь система образования у нас начинается не с детей, а с тех, кто готовит педагогов, которых порой и близко не стоило бы подпускать к детям... У меня сын-первоклашка учится по трехлетней несуразной программе. Кто ее придумал, давно уже должен был слезно покаяться перед учениками и их родителями".
Уловив чутким нюхом запах вечнозеленых купюр, радетели "развивающего обучения" занялись самым настоящим рэкетом, раздавая направо и налево "рецепты" - как вырастить "гения", и требуя от родителей одного: платите...
Между тем то, что должна делать школа со способностями детей, укладывается в четыре слова: выявлять, раскрывать, измерять и реализовывать. Но как раз этого-то мы делать не хотим, потому что не умеем. Вот и придумали пресловутое "развивающее обучение", якобы способное вправить любые мозги и обнаружить любые способности.
Предвижу возражение оппонентов: дескать, наши школьники побеждают сверстников на всех международных олимпиадах. Но давайте конкретнее: какими такими победами блеснули наши школьные олимпийцы в последнее время?
В 1995 году на математическую олимпиаду съехались команды Китая, США, Ирана, Германии, Великобритании и России. Все "золото" досталось китайцам. На второе место вышли американцы. Наши же, уступив и немцам, и иранцам, довольствовались пятым. А на олимпиаде по географии, в которой участвовали команды США, Канады, Австралии и Великобритании, с нашими "победителями" и вовсе приключился конфуз: не набрав на предварительном этапе даже минимального количества баллов, они бездарно выбыли из турнира. Победу праздновали американцы.
Что касается последней олимпиады, то наши ребята оказались лучшими в двух зачетах - по информатике и математике. Но отнюдь не блистали в химии, физике, биологии, экологии. Так что хвастать нам особо нечем. И надо еще учесть, что наших действительно талантливых "олимпийцев" не берут из обычных школ, а "выращивают" в специально для этого созданных "питомниках", как породистых щенков. И никакого отношения к рядовым школьникам, равно как и к уровню нашего среднего образования, эти "олимпийцы" не имеют.
После сказанного понятно, что "развивающий лохотрон" - болезнь системная. Она - лишь один из симптомов тяжелого недуга, который давно поразил организм нашей школы.
Как его лечить?
Первый шаг в этом направлении школа сделала. Напомню предысторию: в 70-е годы начальное образование было переведено на трехлетку. В школу погнали шестилеток, в классах поставили раскладушки для дневного отдыха. Несчастные малыши плакали и просились домой, к маме. Мучили их почти 30 лет, а "новаторы" из АПН полагали, что их начинание вот-вот позаимствует весь цивилизованный мир. Но, как и следовало ожидать, никто ничего не позаимствовал. Потому что нормальные родители, если их не принуждают, ни за что не согласятся укорачивать детство своих кровинушек ради сомнительных экспериментов. А теперь и мы наконец прозрели - опять вводим начальный четырехлетний цикл.
Но этот разумный шаг - самый простой. Дальше, и без проволочек, должны последовать более радикальные меры. Вот что, по-моему, надо сделать.
1. Отменить Закон РФ "Об образовании", который выдержан в духе совковой уравниловки и принудиловки и в котором слова "государственный образовательный стандарт" - повторяются сорок раз!
2. Законодательно установить, что в ряду самых главных задач школы - сбережение и укрепление здоровья детей. И чтобы каждое нарушение этой нормы жестко наказывалось.
3. Срок обучения в начальной школе увеличить до 6 лет с преподаванием чтения, арифметики, родного языка и - обязательно - курса "Природоведение и человекознание". В следующих классах обучение проводить по индивидуальным программам, учитывающим врожденные способности каждого ребенка и его запросы.
4. Из всех школ убрать так называемых "научных психологов", поскольку большинство из них - гадалки на кофейной гуще и никакой реальной пользы принести не могут.
5. На пушечный выстрел не подпускать к руководству народным образованием чиновников, которые не любят детей (чужих), не знают детской психологии и не владеют знанием научной, природосообразной педагогики...
Предвижу вопрос о деньгах - ведь реформы всегда требуют средств. Могу указать их источник. Собственно, на него указал министр образования Филиппов в одном из интервью. Сетуя на прижимистость отечественных олигархов, он попытался пронять их тем, что американские благотворительные фонды жертвуют российскому образованию вкупе с наукой миллиарды долларов. Неужели из этих сумм так трудно отстегнуть хотя бы несколько десятков миллионов?
Беда в том, что печемся мы о "подрастающем поколении" больше на словах, а реальные средства уходят на сочинительство "доктрин", "концепций", маниловских "прожектов" вроде 12-летки, "единого государственного тестирования" и "развивающего обучения".