Исход крупнейших голливудских киностудий с российского кинорынка уже обернулся тяжелыми последствиями для наших кинотеатров
Под бодрые заверения, что мы, дескать, оперативно найдем замену американским фильмам, процесс стал развиваться по наихудшему сценарию. Если в начале марта в России работали 5,7 тысячи кинозалов, в которых были заняты 35 тысяч сотрудников, то к началу апреля каждый четвертый зал закрылся, а падение оборотов составило более 40%. В мае может начаться массовое закрытие уже не залов, а кинотеатров целиком.
А ведь впереди еще лето. В это время на экранах страны долгие годы безраздельно царили голливудские боевики. Основная масса российских фильмов выходит обычно осенью и зимой, что-то остается на весну. А вот прошлым летом, к примеру, на российские фильмы пришлось только 3% сборов. В такой ситуации доживут ли наши кинотеатры до осени? А если и доживут, то кто возместит 11 млрд рублей убытков, которые отрасль, по оценкам прокатчиков, понесет до конца текущего года?
Эти и другие вопросы руководители киносетей задавали на встрече с Борисом Титовым — уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей. Бизнес-омбудсмен озвучил некоторые налоговые льготы, но серьезной помощи от правительства (прокатчики просили у государства на первый случай 4,2 млрд рублей) пока не последовало.
Чтобы как-то заполнить афишу, кинотеатры стали крутить старые хиты — фильмы Рязанова, Меньшова, Данелии, Ростоцкого, Бортко, Шахназарова, Балабанова. Но зрительского бума не случилось. На ленты, которые показывают по ТВ едва ли не еженедельно, народ в кинотеатры не повалил. В марте ленты повторного проката (в их числе и старые фильмы Тарантино, Скорсезе, Вуди Аллена, других корифеев мирового кино) принесли лишь 6% от общих сборов.
Не сбываются надежды и на то, что Болливуд заменит нам Голливуд, а Китай и Латинская Америка заместят европейское кино. На чем основывались эти прекраснодушные мечтания, которыми без устали делились с журналистами Елена Ямпольская и Елена Драпеко — две гранд-дамы думского комитета по культуре, — для меня так и осталось загадкой. Серьезные исследования зрительской аудитории показывают, что такого рода «экзотический» контент готовы смотреть не более 8% посетителей кинотеатров.
Можно с каким угодно скепсисом относиться к голливудскому кино, но оно по-прежнему остается желанным зрелищем для российской публики. Случайно уцелевший в нашей киноафише американский боевик «Анчартед: На картах не значится» держится в тройке лидеров проката уже 11 недель кряду! Он принес на сегодня в кассу более 1,63 млрд рублей. А на днях в столичном арт-пространстве WIP состоялся показ (на сей раз нелегальный) еще одного голливудского блокбастера — нового «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном в главной роли. Демонстрировалась копия с русским дубляжом, скачанная с торрентов.
По мнению организаторов сеанса, премьера стала «арт-перформансом на уход голливудских студий с российского экрана». Сказано красиво, но на самом деле мы стали свидетелями заурядной пиратской акции, которая была подхвачена некоторыми кинотеатрами в Екатеринбурге, Иванове, Чите... Она возвращает наш кинорынок в эпоху видеосалонов из лихих 90-х, от которых мы так стремились уйти. Станет ли пиратство узаконенным промыслом или эта попытка будет пресечена властями — вопрос открытый.
Понятное дело, наш кинорынок могли бы спасти новые российские фильмы, если бы они наличествовали в нужном количестве и качестве. Но их, во-первых, мало. Во-вторых, их сборы зачастую ничтожны. Так, черная комедия «Оторви и выбрось» заработала за минувший уик-энд 5 млн рублей. Чуть лучше идут дела у военной драмы «Первый Оскар» — ее сборы за выходные составили 32 млн. Но это при бюджете 450 млн рублей.
На днях премьер-министр Михаил Мишустин пообещал, что государство направит в этом году на создание кино свыше 11,5 млрд. Беспрецедентная сумма, но съемки — процесс долгий, результаты этих вливаний скажутся в лучшем случае через два года.
P.S. А тем временем в репертуаре кинотеатров на майские праздники опять до боли знакомые названия: «Подольские курсанты» Вадима Шмелева, «Коридор бессмертия» Федора Попова, «Брестская крепость» Александра Котта и даже «Освобождение» Юрия Озерова 1971 года выпуска. В бой опять идут одни старики...