Добро не обязательно должно быть с кулаками

В Москве подвели итоги Второго молодежного фестиваля киномузыки Kinorex

Главным достижением смотра молодых кинорежиссеров и кинокомпозиторов Kinorex, стартовавшего в прошлом году, а теперь прошедшего во второй раз, стал выход на международный уровень. Более 400 заявок, поданных на фестиваль только из дальнего зарубежья (а всего их пришло в оргкомитет шесть с лишним сотен), доказали, что многие по-прежнему считают Россию неотъемлемой частью единого мирового культурного пространства и хотят сотрудничать с нашей страной на почве музыки и кино. А то, что Гран-при и множество других призов завоевал анимационный фильм «Галчонок», свидетельствует: тема дружбы и добра, противопоставленных жестокости, сейчас волнует абсолютное большинство творческих людей.

Среди участников фестиваля в этом году были режиссеры из Испании, Мексики, Чили, Ирана, Аргентины... Все они узнали о Kinorex после того, как его генеральный продюсер Никита Брусин разместил информацию о конкурсе на международной платформе Festhome. Из нескольких сотен присланных короткометражных фильмов до первого тура дошли 11. На этом этапе они обрели своих композиторов, и уже во второй — финальный — тур вышли шесть короткометражных лент (три российские и три иностранные), в которых жюри оценивало работу как режиссеров, так и сочинителей музыки.

На мой взгляд, очень важно, что Kinorex дает шанс не только профессионалам, но и талантливым любителям. Так, например, в прошлом году обладателем Гран-при стал 25-летний композитор Никита Ямов, электроэнергетик по образованию.

Церемония закрытия Kinorex-2022 прошла в красиво подсвеченном зале «Извес-тия Hall». На сцене расположился коллектив Nella Musica Orchestra под управлением молодого дирижера Екатерины Кочетковой (на фото). Он сопровождал показ картин-финалистов, а потом исполнял музыку из всемирно известных фильмов. Публика в зале в это время с помощью электронного голосования решала, кому достанется приз зрительских симпатий. В результате его присудили анимационному фильму «Галчонок», создатели которого режиссер Марат Нариманов и композитор Константин Борисов — лауреаты всероссийских и международных конкурсов и фестивалей (на фото внизу).

Борисов — выпускник магистратуры Академии имени Гнесиных. Нариманов учился в киношколе Александра Митты, сейчас он возглавляет цех видеоэффектов в «Сатириконе». Режиссер признался, что «Галчонок» — очень личная история: наблюдая за своим пожилым отцом, он заметил, что в этом возрасте люди остро чувствуют одиночество, даже если у них есть дети. Вот и герой пронзительной анимационной ленты Нариманова — старик, который подкармливает осиротевшего птенца. Кстати, этот симпатичный персонаж очень похож на знаменитого актера Ростислава Плятта...

«Галчонок» стал абсолютным фаворитом фестиваля: его создатели не успевали дойти до своего места с очередной наградой, как их снова вызывали на сцену. Кроме приза зрительских симпатий они получили специальную награду Госфильмофонда (она в нынешнем году учреждена впервые), премию спонсора Kinorex АО «Татспиртпром», и — самое главное — Гран-при фестиваля. Такой успех объяснил председатель жюри, композитор Илья Духовный: «Галчонок» оказался непобедим, наверное, потому, что непобедимы доброта и дружба, о которых он рассказывает«.

Призом за лучшую электронную музыку отметили фильм «Кукушка» (режиссер — студентка 3-го курса ВГИКа Юлия Максимочкина, композиторы — Артем Кузьмичев и Александр Дудоладов). Эта красивая костюмная картина, действие которой происходит до революции, — о любви и нелегкой женской доле, с пронзительными берущими за душу народными напевами.

Лентой с лучшей оркестровой музыкой признали «Свет моря» (режиссер — выпускник Барселонской киношколы Джон Доу, композиторы — Игорь Тарабрин и Екатерина Евменьева). В этом фильме о последних днях пожилого смотрителя маяка слов практически нет, и безмолвный, драматичный диалог человека с морем передает музыка, в которой слышится нечто мистическое, нездешнее. Кстати, один из ее создателей, Игорь Тарабрин, занимается самообразованием в области композиции, и награда Kinorex-2022 — первое публичное признание его заслуг в этой сфере.

Специальную номинацию «Самый оригинальный саундтрек» учредил информационный спонсор фестиваля радио «Орфей». Свой диплом и приглашение на интервью он вручил Екатерине Хмелевской, создавшей музыку к мексиканской картине «Соловей и роза» по мотивам сказки Оскара Уайльда. Екатерина — член Московского союза композиторов, а также фронтвумен группы «Проект «3×3».

Фестиваль завершился, и остается надеяться, что образовавшиеся на нем творческие тандемы композиторов и режиссеров, в том числе международные, не распадутся, а будут создавать совместно новые работы. Сбудутся ли эти надежды, мы узнаем на Kinorex в следующем году. А в том, что он состоится при любой политической погоде, сомнений у его устроителей нет.