Думаете, вся жизнь крутится вокруг коронавируса? Это не так. Оживление в соцсетях вызвала новость о том, что на мозаичном панно в новом главном храме Вооруженных Сил России в подмосковной Кубинке можно будет лицезреть Владимира Путина, Сергея Шойгу, Валентину Матвиенко, а также директора ФСБ, главу Совбеза, начальника Генштаба и других видных деятелей нашей эпохи.
Как рассказал автор мозаик художник Василий Нестеренко, «сюжеты храма, с одной стороны, совершенно каноничны с точки зрения православия. То есть там изображения Спасителя, евангелистов, ветхозаветных пророков, Ветхозаветной Троицы, Спас Нерукотворный в куполе. Но также есть и сюжеты, которые характерны только для этого храма».
К последним, видимо, и относится панно, изображающее «торжественные гулянья и шествие крымской весной 2014 года». На нем в ликующей толпе первые зрители обнаружили руководителей государства. Одних опознать легко, с другими сложнее. Народ начал гадать: а тот мужик за президентом, это вроде Володин? Оказалось, нет, не он. А тип в темных очках — это Хирург без мотоцикла или охранник?
А знаете, почему гадания? Да потому что утрачены традиции придворной живописи! Вспомним хотя бы Илью Репина с его эпическим полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» размерами 4 на 9 метров. Вот это работа! На ней не только государя-императора Александра I можно узнать, а буквально каждого из депутатов.
А Борис Иогансон и «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола»? А Илья Глазунов с «Мистерией XX века»? На «Мистерии», между прочим, 2342 узнаваемых персонажа! Ну и куда все это делось?
Настоятель нового храма епископ Клинский Стефан, комментируя сюжет мозаики, сказал: «Такая традиция существует тогда, когда изображают исторические сцены из того или иного исторического периода. Понятно, что одно из таких значимых событий — присоединение Крыма. В этом присоединении участвовали первые лица государства, которые будут там изображены».
Так-то оно так, но тогда почему на панно есть Валентина Матвиенко, но нет Дмитрия Медведева, де-юре второго лица в вертикали власти на момент запечатленных событий? Версия, будто Дмитрий Анатольевич по обыкновению задремал в уголке, не проходит. Как признался тот же Нестеренко, «фантазия художника должна быть подтверждена комиссией, которая существует по любому храму. Каждый шаг контролируется. Не можешь ничего сделать, чтобы десять раз не отчитаться и не сказать». Коли Медведев не попал на крымское панно, значит, это кому-нибудь надо?
Между прочим, как поделился пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, когда Путину доложили об истории с мозаикой, тот по-доброму улыбнулся и сказал: «Когда-нибудь благодарные потомки оценят наши заслуги, но сейчас это делать еще рано».
А мне это напомнило другую историческую фразу: «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет ее». Ее знаменитый усатый автор, большой покровитель Русской православной церкви, изображен на соседнем панно.