В Москве состоялся пресс-показ итогов первого этапа реставрации Дома Наркомфина – одного из самых известных памятников стиля конструктивизма. Впервые за последние 70 лет была раскрыта оригинальная колоннада, на которую архитектор Моисей Гинзбург поставил в конце 1920-х годов новаторское здание. Ход работ прокомментировали глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов и генеральный директор компании-девелопера «Лига прав» Гарегин Барсумян.
Дом Наркомфина, сооруженный по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга, Игнатия Милиниса и инженера Сергея Прохорова в 1928-1930 годах на живописном склоне от Новинского бульвара к долине речки Пресни – один из самых оригинальных памятников московского конструктивизма. Здание поднято на три ряда колонн высотой 2,5 метра, что позволило сохранить для общественного использования городскую территорию. Монолитно-каркасная конструкция, ленточное остекление, двухуровневые квартиры площадью 37, 60, 70 и 110 квадратных метров со всеми удобствами, крыша-солярий были для того времени прорывом вперед. Воздушным переходом жилой корпус соединялся с четырехэтажным коммунальным, где размещались спортзалы, столовая и прочие социальные службы. Архитектурное решение было настолько привлекательным, что заинтересовало знаменитого Ле Корбюзье, лично посетившего здание и одну из его квартир – пентхаус наркома финансов Николая Милютина.
Среди сохранившихся оригинальных деталей – перила в стиле ар-деко
Все последующие десятилетия дом оставался жилым. Среди его обитателей были выдающийся художник Александр Дейнека, главный хирург Советской армии Александр Вишневский, нарком здравоохранения Николай Семашко... К сожалению, в 1940-е годы замысел Гинбзурга был искажен застройкой колоннады ради дополнительных нежилых помещений. Многие квартиры, вразрез с замыслом архитектора, заселялись как коммуналки, в них проводились произвольные переделки. В 1980-е годы началось расселение сильно обветшавшего здания, которое попало в список ста памятников мировой архитектуры, находящихся под угрозой уничтожения. В конце 2016 года по согласованию с Мосгорнаследием компания «Лига прав» приступила к реставрации дома с приспособлением к возобновляемой жилой функции. Архитектурный проект разработан в мастерской «Гинзбург Архитектс», которой руководит внук Моисея Гинзбурга Алексей.
За первый год работ вновь раскрыта колоннада первого уровня. Теперь эту зону предстоит благоустроить и уравнять с окружающим грунтом, за девять десятилетий поднявшимся на 40 сантиметров в основном за счет многократной укладки слоев асфальта один на другой. Эти наслоения будут срезаны, здание визуально станет выше и стройнее. Близка к завершению гидроизоляция кровли, это устранит протечки, которые служили главной причиной ветшания дома.
С раскрытием колоннады стало видно, как нарос за почти столетие окружающий культурный слой
Однако, как заметили глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов и генеральный директор компании «Лига прав» Гарегин Барсумян, несущие конструкции здания, прежде всего его железобетонный каркас, находятся в отличном состоянии, что позволяет, сохранив подлинную основу сооружения, отреставрировать его и обеспечить условия для проживания людей на самом современном уровне комфорта.
– На сегодня сам памятник и работы на нем опровергают сложившиеся мифы о конструктивизме, – заметил Алексей Емельянов. – Говорят, нельзя приспособить конструктивистские проекты под современные функции – на самом деле можно. Утверждают, что материалы той поры пришли в негодность – это тоже не так. Будто бы невозможно провести сюда современные коммуникации – снова неправда. А если убрать поздние пристройки, то якобы окажется подорванной экономика объекта – ничего подобного. Как видите, пристройки уже удалены. Завершена гидроизоляция кровли коммунального корпуса, на 90 процентов гидроизолирована и кровля основного корпуса. Ведутся пробные раскраски квартир или, как тогда говорили, ячеек с сохранением исторических колеров. Готовимся восстановить витраж, который занимал значительную часть фасада коммунального корпуса. Летом 2019 года реставрацию планируется завершить.
Гарегин Барсумян и Алексей Емельянов (крайний справа) на восстановленной кровле коммунального корпуса
– Мы снесли порядка 500 квадратных метров искажающей застройки 40-50-х годов, – дополнил Гарегин Барсумян. – Убрали 5-й этаж над кровлей коммунального корпуса. Начали работы по монтажу инженерных систем, подводим вентиляцию, кондиционирование. Заказали современный красивый лифт, который в части приспособления к использованию появится на западном фасаде.
На вопрос «Труда», не устарела ли по сравнению с сегодняшними требованиями структура квартир 90-летней давности и целесообразно ли ее сохранять для использования, Гарегин Барсумян ответил:
– Удивительно, но квартиры в их оригинальном композиционно-планировочном решении и сегодня очень комфортны. Все спальни выходят на восточную сторону, из гостиных сквозь большое остекление открывается великолепный вид на запад. Всюду есть санузел с душем и ванной. А в рамках приспособления, согласованного с Мосгорнаследием, в доме будет полностью заменена инженерия, в том числе водо- и теплоснабжение, проведено центральное кондиционирование.
Сохранится, по словам Барсумяна, и основная функция коммунального корпуса. Здесь будет общепит, рекреация, в том числе вероятно устройство картинной галереи.
Еще один вопрос корреспондент «Труда» задал, увидев торчащий из силовой колонны… пучок соломы: неужели и такие «конструктивные элементы» современные эксперты признали годными к эксплуатации?
Оказывается, пояснил Алексей Емельянов, соломит и камышит (или, по-простому, высушенные и спрессованные камыш и солома) применялись не как несущий, а как утепляющий элемент. А силовые свойства стальной арматуры и бетона марки М40 полностью сохранены.
Компания «Лига прав» затратит на реставрацию сумму около 800 миллионов рублей. Этот кредит ей предоставлен Сбербанком России.
Торчащая из колонн солома, смутившая журналистов, оказалась утеплителем, чьи свойства сохранены и сегодня
Опыт реставрации Дома Наркомфина очень важен для судьбы всего конструктивистского наследия Москвы. Не секрет, что многие его объекты, за почти столетие ни разу серьезно не ремонтированные, пришли в плачевное состояние, и у ряда современных застройщиков возникает соблазн уничтожить их, используя это место для своих проектов. Под угрозой существование крупных исторических градостроительных комплексов в районе улиц Усачева, Русаковской и др. Успешный пример Дома Наркомфина помог бы их сохранению.