В Московском музее современного искусства прошла презентация книги Карла Проффера «Без купюр»
«Без купюр» — последняя книга американского литературоведа и издателя Карла Проффера. Неизлечимая болезнь и ранний уход из жизни не позволили ему завершить работу над ней. Точку поставила его супруга — Эллендея Проффер ТИСЛИ. Она и представила книгу в Московском музее современного искусства. Большая часть ее посвящена беседам Профферов с легендарными «литературными вдовами» России — Надеждой Мандельштам, Еленой Булгаковой, Лилей Брик, описанием их судеб и характеров.
Выбор жизненного пути Карлом Проффером со стороны кажется абсурдным. Однако его решение стать специалистом по современной русской литературе оказалось выстрелом в яблочко. Молодой высокий чудак, носивший футболку с вызывающей надписью «Русская литература интереснее секса», не заработал своим ремеслом миллионы, зато он стал настоящим проводником новейшей русской словесности за железный занавес. А началось все с того, что Карл Проффер был покорен буквой Ж из русского алфавита — она напомнила ему бабочку...
Окунувшись с головой в изучение России и русских писателей, Карл Проффер стал самым молодым профессором в своем университете. И вместе с женой они основали издательство Ardis Publishing, издававшее в США работы советских, а часто и антисоветских авторов. Именно это издательство вывело на международную литературную арену «непечатные» произведения Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Саши Соколова, Владимира Войновича, Василия Аксенова и других авторов, чье творчество не совпадало с генеральной линией советской культуры.
Книга «Без купюр» рассказывает, как благодаря беседам с Надеждой Мандельштам, проходившим вполголоса в ее однокомнатной квартирке в Черемушках, родилась идея создания американского издательства, печатающего русские книги. Первой книгой «Ардиса» стал фоторепринт оригинала сборника стихотворений Осипа Мандельштама «Камень» (1913 год).
Карл Проффер оставил спортивную карьеру ради изучения и продвижения русской литературы, но характер у него остался бойцовским. Благодаря ему он не испугался залезть в чужой, неведомый монастырь современных русских писателей, где помимо творчества существовал и хитро закрученный клубок взаимных обид и козней.
«Когда Карл писал эту книгу, — рассказывала Эллендея, — он умирал. Ему поставили летальный диагноз в 44 года. Но он продолжал работать, хотя ему было очень страшно и больно. Он хотел оставить свои знания и открытия для вас».
И у него это получилось.