Возвращение блудных вождей

Куда делись Ленин со Сталиным из дома-музея Германа Брахерта?

Очередные посетители замирают на полушаге, не веря своим глазам: «Вот так встреча!» Семейная пара — туристы из Москвы, решившие отдохнуть на берегу Балтики. Будучи уже в курортном Светлогорске, гости узнали о том, что рядом, в поселке Отрадное, есть дом-музей одного из самых известных мастеров Восточной Пруссии — скульптора Германа Брахерта (1890-1972). И вот супруги, прогуливаясь себе степенно среди творений, далеких от соцреализма, вдруг натыкаются на Ленина со Сталиным. Откуда же вожди здесь взялись?

В1949 году скульпторы Вениамин Пинчук и Роберт Таурит создали памятник на модную тогда тему «Ленин и Сталин в Горках». Ленин на скамейке сидит, а Сталин стоит рядом. Беседуют, в общем. Копии этой композиции (как и ее предшественницы родом из 1930-х, где вожди беседуют сидя) разошлись по всему СССР. А одну из них установили в Светлогорске.

Когда в стране началась борьба с культом личности, светлогорский памятник куда-то исчез. Однако не зря говорят: все тайное однажды становится явным. В 2003-м при рытье котлована возле городской администрации были обнаружены бюсты Ленина и Сталина. Оказалось, памятник некогда просто разбили на части и закопали.

Что же делать с неожиданными находками? «А отдайте их нам», — попросила чиновников Алла Саруль, создатель и первый директор Дома-музея немецкого скульптора Германа Брахерта. Дескать, мы знаем, как с такими вещами обращаться.

Поначалу около новых экспонатов даже поясняющей таблички не было. Немудрено, что тут же родилась легенда: эти Ленин и Сталин — тоже работы Брахерта. Мол, в 1945-м он не успел покинуть Восточную Пруссию до прихода Красной армии. И ему сказали: если хочешь уехать в Германию — изваяй-ка сначала Владимира Ильича с Иосифом Виссарионовичем. И многие в эту выдумку охотно поверили...

Вообще вожди пролетариата на удивление быстро влились в местный коллектив и даже скоро стали своеобразной изюминкой музея. Казалось, отсюда они уже никуда не денутся. Как вдруг — снова пропали. А следом возник слух: якобы музей продал эти раритеты олигарху, в личном имении которого они теперь и стоят, скрытые от чужих глаз. Автор этих строк решил разобраться.

Итак, в 2014-м в Музее Брахерта сменился директор. Затем это муниципальное учреждение культуры стало областным. А потом здесь начался ремонт и «реконструкция» экспозиции. Тогда-то Ленин и Сталин и были, как выяснилось, переданы в дар. Хорошо, конечно, что не проданы, да еще тайно, как меня уверяли «знающие люди». Но с чего бы вдруг такие подарки?

В договоре дарения стоят две подписи. Владимира Черняева, который тогда руководил музеем (а до этого много лет работал тележурналистом на ГТРК «Калининград»), уже ни о чем не спросишь — в сентябре 2015-го он ушел из жизни. Потому о деталях теперь может рассказывать лишь тот, кто принял изваяния в дар.

Забравший бюсты загадочный «олигарх» на поверку оказался депутатом Светлогорского совета и директором МБУ «Гидротехник» в Калининграде. Алексей Мойса в апреле 2015-го озаботился судьбой этих изваяний потому, что хотел как лучше. Ведь посетители музея порой возмущались тем, что Ленин и Сталин стоят прямо на земле и не отреставрированы. Вот Мойса и решил привести бю-ты в порядок. А потом выставить их в поселке Константиновка Гурьевского района — в музее «Деревня мастеров».

С той поры минуло уже почти два года. Музей в Константиновке все еще не открыт. А бюсты это время пылились в одной из мастерских в Калининграде. Оказалось, что на их реставрацию требуется совсем не та сумма, на которую рассчитывал меценат.

Мы съездили вместе в макетную студию, где «временно» прописались Ленин и Сталин. Да, никто их там не обижал. Только ведь и в порядок не приводили: нет оплаты — нет работы. Нынешний директор Музея Брахерта Наталия Шевчук заверила: мы с радостью примем изваяния назад. «Наши посетители спрашивают про эти экспонаты, они не забыты, интерес к ним есть», — уверяет Наталия Геннадьевна.

Конечно, можно было незамедлительно вернуть их. Однако спешить не стали. Ведь тогда вождей опять пришлось бы ставить прямо на землю. Потому сперва решили «подготовить поч-ву». К середине зимы площадка под бюсты была готова, 15 февраля Ленин и Сталин, 22 месяца проведшие в ссылке, снова оказались в Отрадном. Правда, без накладки не обошлось. Изваяния привезли на машине, манипулятор которой оказался коротковат, чтобы установить их на нужное место. Потому бюс-ты все-таки пришлось опять ставить прямо на землю. Но 23 марта в музей снова прибыли рабочие с техникой. И аккуратно перенесли скульп-туры на постамент.

Замечу, постаментом дело не ограничилось. Для новых старых экспонатов теперь выделен отдельный уголок. Все-таки изваяния «непрофильные», к Брахерту отношения не имеют... Полностью былую композицию Тимчука — Таурита восстанавливать не планируется.

И лично я с такой позицией согласен. На мой взгляд, то, какими эти раритеты стали, добавляет им особой ценности. Их «шрамы» — больше чем повреждения. Это следы истории, которая, увы, так противоречива: то творим себе кумиров, то свергаем...