Исследователи заявили, что в ходе сбора информации для «переписи» возникло множество трудностей. В основном предприятия располагаются не по тому адресу, по которому зарегистрированы. По одному адресу часто зарегистрированы несколько фирм. Так бизнесмены пытаются скрыться от административного произвола.
«Предприниматели все чаще становятся частью
По словам эксперта, в последнее время ситуация усугубляется. Он утверждает, что средний размер взятки в сфере малого бизнеса за последние месяцы вырос с 45 тысяч рублей до 60. Так, например, за нелегально установленную палатку, по словам Хандрикова, надо заплатить 30–200 тысяч рублей представителям управ и милиции. Примерно миллион долларов надо заплатить для того, чтобы рынок не сносили.
Также если предприниматель не захочет платить налоги, то с представителями соответствующей службы можно решить этот вопрос в индивидуальном порядке. В карман к налоговикам уходит примерно 10% от суммы долга перед государством, на оставшиеся 90% просто закрывают глаза. И собранные «Трудом» истории — еще один показатель того, что малый бизнес остается без «прикрытия».
Осенью 2009 года москвичке Татьяне Егоровой пришла в голову идея открыть безалкогольное кафе, рассчитанное на детей и подростков. Через три месяца идея воплотилась в виде молочного бара на Тверской. Первичный капитал составил миллион рублей. Теперь на 12 квадратных метрах работают пять человек. Как признается девушка, все могло получиться и быстрее, если бы не большие сложности с помещением.
«Помещение, интересное нам, имеет достаточно жесткие характеристики: центр, проходное место, близость к метро, — объясняет Татьяна. — Нам нельзя было открываться на окраине: выручка ниже минимум в три раза. Это связано не только с проходимостью, но и с ценообразованием».
Стоимость аренды подобных помещений, по словам предпринимателя, просто невероятная. Но цены будут расти еще — всегда находятся готовые предложить больше.
Татьяна Егорова пробовала получить субсидию от города. В столичном департаменте поддержки малого предпринимательства есть программа, которая поначалу показалась ей очень выгодной. Но при более подробном изучении оказалась неподходящей. Согласно ей предпринимателю могут выделить льготные 700 тысяч рублей, на которые можно сделать ремонт в помещении, купить оборудование и частично — расходные материалы для производства. Чтобы их получить, надо собрать все бумаги, в том числе договор аренды.
«При этом все время, пока комиссия будет заседать, мы должны платить по договору аренды, — продолжает Татьяна. — И никто в итоге не гарантирует, что субсидию мы получим. Стать счастливым обладателем помещения, согласованного по всем пунктам, но не иметь возможности в нем торговать — не самое большое удовольствие».
«Я познакомился с парнем, который решил делать ежедневники, — вспоминает предприниматель Иван Мехамов, занимающийся производством блокнотов. — У него было помещение и стартовый капитал, исчислявшийся десятками тысяч долларов. Но при этом делать все самому у него не было возможности. Я взялся помогать ему в организационных вопросах».
Сейчас коллеги по бизнесу свое дело разделили и конкурируют друг с другом. Основная сложность — поиск новых идей. Как говорит Иван, как только начинаешь повторять за кем то, появляются проблемы.
«Когда мы начинали, ситуация была принципиально иной, — продолжает он. — Мы сами формировали свой рынок. Начинать с нуля всегда проще, чем входить
По словам Ивана, чтобы начать бизнес сейчас, нужны совсем другие стартовые капиталы. Без крупных сумм нельзя заняться даже палаткой на рынке. Раньше можно было занять, пообещать, расплатиться потом. Сейчас честному слову в бизнесе не верят.
«В
Как пояснила предприниматель, сейчас в сфере малого бизнеса ходит много грустных шуток. Так, бизнесмены говорят, что самый большой для них риск — это общение с властью.
«Поскольку я взяток не ношу, мне приходится ходить на три буквы — в суд, — продолжает Надежда. — Недавно я судилась с управой района Северное Измайлово. Пришлось оспаривать результаты проведенного конкурса. Тогда разрешили торговать только двум фирмам, причем одна из них называлась „Коллекторское агентство“. Почему коллекторское агентство занимается торговлей?»
В результате судебного разбирательства Надежда отстояла свое право. Но, как она утверждает, теперь управа регулярно пишет на нее кляузы. Тем временем женщина начала осваивать новую сферу — сельское хозяйство. Но и там есть свои сложности.
«Земли, которые за копейки купили частные лица в
На открытие в столице хостела в среднем уйдет миллион рублей. Но это если найденное помещение не будет нуждаться в ремонте. Квартиру в центре города, которую нашел Василий Сергеев,
«Я выбрал такой бизнес, потому что он не требует вложений на уровне гостиницы, — объясняет бизнесмен. — Поскольку мы сдаем квартиру из жилого фонда, то некоторые вещи не надо согласовывать. Считается, что там пожарную безопасность обеспечили при строительстве».
После ремонта в хостеле стало 34 места, за каждое из которых просят 600 рублей в сутки.
В Москве конкуренция достаточно велика — порядка 60 хостелов на столицу. Чтобы занять свою нишу, Василий начал предлагать специфические услуги. Например, за 2 тысячи рублей он может на личном автомобиле встретить постояльцев в аэропорту или помочь иностранцу купить билет до Питера.
Сейчас средняя заполненность хостела — 60%. Но развиваться бизнесу мешают бюрократические проволочки.
«Чтобы установить у хостела вывеску, надо согласовать ее с кучей инстанций и заплатить около сотни тысяч рублей. Дорого и долго. Мы решили обойтись наклейкой с логотипом на двери подъезда. Незаконно, но выхода нет», — рассказывает Василий.
По данным организации «За честный рынок»