«Фасад Большого театра выглядит так, словно он заляпан грязью»

Реставраторы торопились закончить работы к Дню Победы

В Москве после затянувшейся реконструкции открыли обновленный фасад Большого театра. Строители торопились сделать это к празднику Победы, но надолго ли хватит такой «датской» красоты?

Площадь перед Большим выглядела достойной какой-нибудь колоритной оперной постановки. Сквер запрудили сотни не москвичей, а смуглокожих строителей с юга, пришедших поглядеть на свое детище. Среди них терялись несколько десятков столичных меломанов и группа журналистов. Все, кто торжественно открывал фасад, — а это глава межведомственной рабочей группы по Большому Александр Беглов, мэр Москвы Юрий Лужков, министр культуры Александр Авдеев, генеральный директор ГАБТа Анатолий Иксанов, прославленный хореограф Юрий Григорович и другие — давали гарантию высокого качества работ. Хотелось бы верить: Но тут оглушительно заревевшие неисправные динамики, заглушившие парадный марш театрального оркестра, вернули всех на землю. Если уж это не смогли обеспечить к красному дню, о чем тогда говорить.

Как тут не вспомнить, сколькими неприятными сюрпризами богата история реконструкции ГАБТа. В 2005 году все обещали завершить в три года, даже не прекращая играть спектакли. Но менее чем через год выяснилось, что проблемы, встающие перед реконструкторами, гораздо сложнее, чем думалось вначале. В стенах двухсотлетнего здания обнаружились 15 сквозных, идущих от фундамента до крыши трещин, из-за которых театр мог развалиться как карточный домик. Плюс гигантский объем задуманной подземной части — до 30 метров вглубь, то есть до скальной материковой плиты. Плюс сложнейшее техническое перевооружение. Плюс реставрация художественного убранства, технологии которого (в частности, золочение лепнины из папье-маше при помощи клея из водки и яичной массы) оказались во многом утрачены.

В результате конечную дату пришлось отодвинуть с 2008 года на 2009-й. К лету 2009-го в дело вмешались высшие структуры: при администрации президента России была создана межведомственная рабочая группа по Большому театру, стройку взяли под контроль инвестгруппа «Сумма Капитал» Зиявудина Магомедова и лично мэр Москвы Юрий Лужков. В последние месяцы дела действительно вроде бы закипели. Одно за другим пошли сообщения о сдаче Хорового зала, артистических. А сегодня известной немецкой фирме «Бош-Рексрот» должна быть передана под установку оборудования коробка оркестровой ямы.

Теперь реставраторы твердо обещают открыть обновленный Большой театр осень-ю 2011 года. Впрочем, некоторые скептики — в их числе архитектор Никита Шангин, разрабатывавший проект на первом этапе, — считают, что раньше 2013-го не о чем и говорить.

Мнения

Юрий Лужков, мэр Москвы:

— Это исторический объект, поэтому первая задача — посадить здание на новый, потрясающий по устойчивости фундамент. Здесь вокруг сделано 59 точек, где мы контролируем уровень грунтовых вод. Раньше под нами была запланирована громадная вторая подземная сцена на глубине 20 метров. Но это предложение, хотя оно в проектах существовало, не было поддержано структурами, которые определяют, насколько безопасной является работа такого подземного театра. Поэтому мы приняли несколько решений, которые дают возможность и репетиций, и концертной деятельности, но рассчитанной на меньшее количество участников.

Никита Шангин, автор первого проекта реконструкции:

— Фасад «воссоздали» в том виде, как он был построен зодчим Кавосом. Однако не случайно уже через два года после окончания работ фасад был перекрашен. Серьезная ошибка зодчего — помещать темные колонны и пилястры на светлом фоне. В русской традиции детали ордера не могут быть темнее фона. В результате фасад Большого выглядит так, словно он заляпан грязью. В Москве преобладают пасмурные дни, и легко представить, как невыразительно будет смотреться фасад при такой погоде. Однако вести дискуссию с архитекторами, которые сейчас занимаются реставрацией БТ, невозможно. По-моему, их нужно просто лишить лицензии. Объем театра механически вынут из единого ансамбля города.

Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра:

— Уже через 10 лет после открытия театра в XIX веке фундаменты затрещали. Поэтому были проведены сложные работы, сооружена так называемая стена в грунте, задавлено вглубь более 2 тысяч свай. Важнейшая работа — возвращение акустических свойств, которыми обладал зрительный зал в XIX веке. Нам пришлось разобрать бетонный пол зрительного зала и оркест-ровой ямы. Теперь там акустические деки. Восстановили исторический наклон зрительного зала. Отделываем стены акустической елью.

Юрий Григорович, балетмейстер:

— Когда я вошел в зал перед первой же лестницей, я вспомнил 1942 год. Я тогда учился в хореографическом училище, работал в Ленинграде, нас эвакуировали в Пермь. И правительство пригласило нас в Москву с нашими спектаклями. Война в разгаре, и я вошел и увидел эту лестницу, заполненную военными мундирами. А сегодня я вошел и увидел, что это будет один из лучших в мире театров. А первым балетом, по-ставленным на основной сцене, думаю, будет «Спящая красавица», который буду делать я.

Михаил Швыдкой, представитель президента по международному культурному сотрудничеству:

— Когда символ Москвы освобождается от лесов, это хороший знак того, что жизнь движется нормально. Когда этот проект начинался, нам говорили: достаточно провести косметические работы. Но я считаю правильным, что мы реализацию проекта начали. Виню себя, что первые этапы реализации были медленными. Это связано со многими обстоятельствами, но виноват-то всегда руководитель. А в «датской» составляющей сегодняшнего события ничего плохого нет.

Александр Авдеев, министр культуры РФ:

— Соблюдается хорошая традиция фронтовиков — встречаться перед Большим театром в сквере. И благодаря Юрию Михайловичу, нашим строителям мы подготовили этот сквер, раскрыли все колонны, фронтон Большого театра, чтобы наши ветераны смогли по традиции встретить День Победы здесь. Хочу отдать должное руководителям БТ: они в этот тяжелый период сумели сохранить труппу. Открытие будет — «Руслан и Людмила», а потом приедет «Ла Скала».