Полиция утверждает, что подавляющее большинство запчастей, продаваемых на польских базарах, снято с украденных автомобилей. Из 60 тысяч машин, угоняемых ежегодно в стране, 48 тысяч (80 процентов!) разбирается на детали и попадает на рынки или в ремонтные мастерские. Тенденция сейчас такова, что уворованные авто все реже продаются целиком, на колесах, потому что все труднее их легализовать, очистить от всевозможных отметин, указывающих на происхождение. А разобранную на детали машину практически невозможно идентифицировать.
Фактически фирмы, которым принадлежат биржи, занимаются организованной перепродажей краденого, что в Польше считается преступным. Но на вопрос полицейских, откуда детали, любой биржевик ответит: "Купил по случаю". Если на запчасти нет номера, полицейский не сможет доказать, что она с краденого автомобиля. Обычно в машинах маркируются двигатель, кузов, коробка передач, а такими узлами на бирже попросту не торгуют, их дробят на детали помельче. Тот, у кого угнали автомобиль, имеет незначительные шансы найти на каком-то из базаров фрагменты пропажи по одному ему известным признакам, скажем, по некой характерной царапине или вмятине.
Торговля запчастями фактически не регулируется государственными органами, рыночному продавцу достаточно зарегистрировать в местном самоуправлении заявительным путем хозяйственную деятельность, чтобы не иметь никаких проблем с законом. Никто не требует ни докладных, фактур, контрактов на оптовую закупку запчастей.
Рынок, словно крестный отец мафии, диктует, каких автомобилей лишатся завтра или послезавтра их владельцы через систему заказов. Достаточно продавцу сказать "своему человеку", что он ищет, к примеру, левое крыло для "Деу" цвета металлик, последует ответ: "Прошу позвонить послезавтра". Это значит, что завтра кто-то лишится "Деу" цвета металлик - машина станет "донором" запчастей для других автомобилистов.
Участились случаи продажи запчастей авто, угнанных "по договору". Воровство заказывает сам владелец транспортного средства, который или не может его продать, или решает расстаться таким способом с автомобилем, взятым в лизинг, то есть арендованным. После разборки машины на части хозяин заявляет полиции об угоне его "железного коня". Доволен торговец на рынке - он уверен, что на продаже таких деталей уж наверняка не "подзалетит", доволен владелец - он получит страховку.
На биржу торговец, имеющий свою секцию, приезжает к полуночи. К этому времени появляются связники от банд автоворов, выполняющие функции оптовиков. Запчасти они сбывают по ценам, которые на 30 процентов ниже розничных.
Организованные преступные группы, а только в Варшаве их до двух десятков, специализируются уже на угоне отдельных марок. Члены преступной группы обычно не знают большинства подельников. Каждый выполняет свою часть работы, что затрудняет их поимку. Одни ведут наблюдение за потенциальной жертвой, другие угоняют машину, третьи прячут ее в потаенном месте - "дупле". Следующие разбирают на запчасти, доставляют товар на биржу, ведут переговоры с торговцами. По оценкам полиции, теневые доходы от "перелопаченных" автомобилей превышают миллиард злотых в год.
Все реже воры пытаются продавать на рынках целые машины с фальшивыми таможенными и регистрационными документами. Но иногда при облавах полиции попадаются и такие, в том числе угнанные в Западной Европе обитателями постсоветского пространства. На нелегальном рынке в Госьлицах, у оживленной автотрассы при подъезде к Варшаве с запада, полицейские и таможенники задержали в прошлом году 80 машин, доставленных контрабандно гражданами России, Украины и Белоруссии.
В Польше уже насчитывается 300 автомобильных бирж, из них 70 относятся к разряду крупных. И все время открываются новые. Доходное дело! Полиция в этом "чреве" автобизнеса почти беспомощна. Ее налеты, облавы могут спугнуть разве что шныряющих по базарам воришек-карманников.
...Когда в послеобеденный час биржа пустеет, на ее площадках можно найти пустые кошельки и бумажники, выброшенные за ненадобностью карманниками, да выкинутые запчасти, не нашедшие покупателей. Ворам и торговцам не захотелось тащить их обратно в "дупло".