Начать нужно с мойки. Мыть машину при помощи стирального порошка или средства для мытья посуды нельзя. Эти составы имеют щелочные свойства, и краска от них портится. Нужно использовать специальные автомобильные шампуни. В продаже их много, есть импортные - американские, итальянские, немецкие (этим можно доверять), есть неизвестного происхождения - от них лучше держаться подальше, есть и отечественные, мало в чем уступающие грандам, например "Спектрол Авеню". Он предотвращает и останавливает уже начавшийся процесс коррозии, а после мытья создает тонкую защитную пленку на всех обработанных деталях кузова.
Очаги ржавчины нужно зачистить до металла и обработать преобразователем ржавчины. Выбирать лучше изделия известных производителей. Правда, большинство из них сделано на основе ортофосфорной кислоты, и работать с ними нужно очень осторожно. Впрочем, есть средства и на бескислотной основе, например, очень неплохо зарекомендовавший себя препарат "Спектрол Ферро Экспресс". Уже через час после обработки поверхность можно красить.
Практически у всех машин в нижней части дверей имеются специальные сливные отверстия, чтобы попадающая внутрь дверей вода свободно выливалась. Эти отверстия надо регулярно прочищать, а весной и осенью нужно убирать грязь, накопившуюся внутри дверей. Для этого придется снять декоративную облицовку двери. Заодно, раз уж облицовка снята, проверьте состояние стеклоподъемников и замков, ручек. Все это нужно почистить, оси ручек и шестерен смазать трансмиссионным маслом, а тросики и барабаны - тонким слоем графитной смазки. Качественная графитная смазка должна обладать хорошей адгезией к металлической поверхности. Для этой работы можно порекомендовать "Спектрол Блэк Классик".
Занявшись дверями, не забудьте промыть петли. Сделать это можно при помощи состава типа WD-40 или УНИСМА. Но этим нельзя ограничиться, после применения WD-40 петли нужно промыть бензином, просушить и капнуть в них по нескольку капель трансмиссионного масла, например "Спектрол Форвард". Но еще лучше будет воспользоваться средством "Спектрол-Антискрип". Это универсальная смазка, содержащая тонкодисперсный графит. После нанесения смазки, в паре трения остается графит, и петли продолжают работать легко и бесшумно. "Антискрип" продается в небольших, очень удобных пластмассовых масленках (тоже, кстати, разработанных "Спектр-Авто"). Интересно, что несмотря на наличие графита в смазке, она совершенно не пачкается.
После зимней эксплуатации перед сменой масла будет нелишним промыть двигатель, ведь зимой, как ни крути, его приходилось прогревать на холостых оборотах, в зимних пробках подчас приходилось ездить чуть ли не по полдня на 1-2-й передаче, и в камерах сгорания и на кольцах неизбежно накопился нагар. Часто для его удаления приходится разбирать двигатель. Морока та еще, но, оказывается, есть препараты, которые сравнительно легко и быстро размягчают, растворяют и смывают закоксовавшиеся отложения и с поршней, и со стенок цилиндров и камер сгорания. Эта волшебная жидкость называется "Спектрол-Антикокс". Есть и еще одна "зимняя" неприятность: в непрогретом до рабочей температуры двигателе могли не полностью проявиться моющие свойства моторного масла, и к весне масляную систему придется промывать.
Для промывки существуют два класса препаратов. Первый - для быстрой промывки. Его рекомендуется использовать для сильно загрязненных моторов. Типичный представитель этого класса препарат "Спектрол 5 минут". Правда, на промывку мотора понадобится не 5, а 10 минут, но результаты это средство дает очень неплохие. Второй тип промывок правильнее было бы считать моющими и стабилизирующими присадками. Они размягчают отложения, обволакивают частицы загрязнений, удерживая их в объеме масла, и одновременно покрывают очищенную поверхность тонкой полимерной пленкой, препятствуя дальнейшему отложению грязи. Таких препаратов пока очень немного, из доступных, как по цене, так и по наличию в магазинах можно отметить "Спектрол Мотор Клинер плюс".
Наконец, дело дошло и до замены масла. В продаже имеется огромное число подделок, не соответствующих никаким стандартам, а лишь имитирующих фирменную упаковку. Поэтому масло покупайте только в специализированных магазинах. Не стесняйтесь требовать у продавцов сертификат. Кстати, наиболее ответственные производители сейчас принимают весьма серьезные меры к защите своей продукции от подделок. Так, например, промышленная группа "Спектр-Авто" выпускает полусинтетические моторные масла только в зеленых канистрах, а минеральные - только в синих, да и сами канистры оригинальной формы. На каждой выдавлен рельефный логотип. Подделывать их еще не научились. На этикетке каждой канистры стоит ее порядковый номер. По нему, кстати, можно с точностью до нескольких минут выяснить, когда и какой бригадой масло сделано. Мало этого, в масло введена специальная метка, которая видна только под ультрафиолетовым светом.
Не забудьте проверить состояние радиатора, помпы, термостата, уровень и качество охлаждающей жидкости. Если жидкость мутная или заметно поменяла свой цвет по сравнению с исходным, лучше всего ее слить, промыть систему охлаждения и залить новую жидкость. Кстати, поддельные тосол и антифриз встречаются ничуть не реже, чем поддельное масло, поэтому будьте внимательны при покупке. Некоторые любители заливают на лето в радиатор воду. Делать этого на современных машинах нельзя. Специальные охлаждающие жидкости (Группа Спектр-Авто выпускает такую жидкость под названием "Спектрол Антарктида") одновременно обладают противокоррозионными, смазывающими и моющими свойствами, и не склонны к образованию пены и выкипанию.
На тормозных цилиндрах и трубках не должно быть следов подтекания тормозной жидкости. Если жидкость где-то течет, неисправные детали нужно заменить новыми. Не забудьте проверить и состояние тормозных колодок, а из тормозных барабанов задних колес уберите грязь. Когда будете ставить барабаны на место, смажьте фланцы полуосей тонким слоем графитовой смазки. Тогда в следующий раз будет значительно легче снимать барабаны. После замены деталей тормозной системы целесообразно поменять и тормозную жидкость. Подход к выбору этой субстанции должен быть особенно ответственным, ведь от того, насколько стабильна тормозная жидкость, зависит жизнь. Причем не только ваша, но и окружающих. Самым современным международным требованиям (SAE J 1703) отвечает синтетическая тормозная жидкость "Спектрол турбостоп ДОТ-4 SAE J 1703".
Прогуливаясь под машиной, проверьте шаровые опоры и шарниры рулевого управления. Если в этих элементах есть люфт, их нужно заменить или очистить и подтянуть (на "Волгах" и "Москвичах 2141" шарниры регулируются). Потрескавшиеся или рваные резиновые чехлы шарниров и шаровых опор нужно обязательно заменить.
На переднеприводных машинах проверьте состояние шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) и их чехлов. От маленькой трещинки в чехле дорогостоящий узел может выйти из строя за какие-нибудь 500 км. При необходимости замените смазку в ШРУСах. Для таких тяжелонагруженных узлов нужны смазки на литиевой основе с добавлением дисульфида молибдена. Оба этих компонента присутствуют в смазке "Спектрол ШРУС с Мо2S". Она не боится вибрационных нагрузок, воды и воздуха.