ОСТРОВ ЛЮБВИ, ГДЕ УСТРАИВАЛИСЬ ЗАВТРАКИ НА ТРАВЕ

Река Сена сразу же за пределами Парижа, освободившись от своего гранитного наряда, выглядит уже не столь впечатляюще, превратившись в самую обычную реку с тихими тенистыми берегами. Там, где она протекает мимо городка Круасси, ее русло разделяется на две части, образуя живописный остров.

Когда-то его называли "Мадагаскаром на Сене" - весь остров утопал в зелени. Росли вековые вязы, каштаны. Никакие мосты не связывали остров с берегами Сены, поэтому добирались туда только на лодках. В этом укромном уголке назначали свидание влюбленные, оттого его часто называли "островом любви".
В 1863 году здесь появился художник Эдуард Мане. Он работал над картиной "Завтрак на траве", которая прославила его и одновременно вызвала грандиозный скандал. На ней была изображена группа мужчин и женщин, уютно расположившихся на берегу реки в тени деревьев. И все хорошо, если не считать того, что женщины были изображены не совсем в пристойном виде. Картина привела в негодование добропорядочных посетителей художественного салона, где ее впервые выставили. Императрица Евгения была шокирована.
А ведь Мане изобразил то, что происходило на самом деле, ибо в укромных местах острова Круасси часто устраивались импровизированные купания. Сюда из Парижа приезжали веселые компании для того, чтобы приятно провести время, поплавать в тогда еще чистой воде. После купания и изображены женщины. Тех, кто плавал в реке, называли "гренуйями" - "лягушками". Места, отведенные для купания, нарекли "лягушатниками". Сегодня можно только догадываться, где художник поместил персонажей. Но скорее всего, там, где теперь находится площадка для игры в гольф.
Но зато точно известно, на какой из оконечностей острова находился знаменитый "лягушатник", который в 1869 году изобразил на своей картине Огюст Ренуар. А в том же году этой купальне посвятил свою картину другой великий художник-импрессионист Клод Моне. Это место называлось "мысом обнаженных тел". Купальня была официально разрешена. Здесь оборудовали специальные помещения для переодевания - отдельно для мужчин и для женщин, не допускались никакие вольности. Существовали строгие правила поведения в "лягушатнике". Категорически запрещалось прогуливаться в купальном трико или костюме по пляжу. Мужчины, заканчивая купаться, еще находясь в воде, чтобы не показывать обнаженный торс, должны были надевать халат и сразу же идти в раздевалку. Купаться же можно было только в купальных костюмах, которые у женщин полностью прикрывали тело.
Список этих правил, принятых 18 мая 1852 года мэрией Круасси, я увидел в местном музее, который открылся благодаря усилиям группы энтузиастов. Здесь же хранятся копии картин "Лягушатник", написанных О. Ренуаром и К. Моне. Кстати, полотно Ренуара находится в московском Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Рассказывая мне об этом, директор музея Жан-Луи Эм очень просил написать о том, что в Круасси очень хотят установить связи с московским музеем.
"Остров любви" пришелся по душе и литераторам. Мопассан описал его в нескольких своих произведениях, в том числе в новелле "Иветта". Однажды остров Круасси посетил сам император Наполеон III. Увидев его, владелец "лягушатника" папаша Серен остолбенел от неожиданности...
Остров нынче официально называется "Островом импрессионистов". Но теперь сюда приезжают не для того, чтобы поплавать в "лягушатнике", которого давно не существует, а ради приобщения к той неповторимой обстановке, некогда вдохновлявшей великих. И, наверное, многим кажется, что, прогуливаясь по острову, они вот-вот набредут на спрятавшуюся в укромном уголке компанию, которая собралась позавтракать на траве.