Россиян потянуло к корням: в деревню, в глушь, не обязательно в Саратов
Наши сограждане стали возвращаться в деревню. Такую необычную тенденцию в течение последних нескольких лет фиксируют социологи: городские жители оставляют налаженную жизнь в мегаполисах и, купив заброшенный дом в отдаленном селе, переезжают «в деревню, в глушь», чтобы жить своим трудом к земле поближе. Утверждают, что число таких возвращенцев-горожан в ближайшее время может приблизиться к 2-3 млн. Что за новая мода?
В Сети можно найти множество рассказов таких людей. Вот, например, москвичи переехали в Псковскую область и открыли семейную сыроварню в бывшей школьной столовой, сегодня их сыры многие знают — распробовали! А сами сыровары говорят, что им очень нравится никуда по утрам не спешить, не стоять часами в пробках, а спокойно отводить детей в школу.
У бывших жителей Санкт-Петербурга теперь своя ферма в российской глубинке, они развивают агротуризм. Объясняют, что их всегда тянуло жить поближе к природе, да мешала городская суета: «Хотели, чтобы был свой дом, козы, собаки, дымок из трубы — вот мечты сбылись!» Еще одни уехавшие открыли пасеку плюс к этому ведут блог в Сети, делятся впечатлениями и открытиями, которых в нынешней жизни куда больше, чем в прежней, городской. По их словам, заработки на земле даются нелегко, в большом городе заработать проще, зато теперь у них больше свободы, свежий воздух и новый смысл существования...
Эксперты говорят, что эта тенденция — охота к перемене мест — довольно неожиданная. Ведь почти всю историю человечества она была противоположной. А с 1960-х во всем мире доля людей, живущих в деревне, неуклонно сокращалась и сейчас уменьшилась с 66 до 44%. Это и понятно: жизнь в городе более разнообразная и качественная, развлечений больше, инфраструктура лучше, найти хорошую работу и сделать карьеру проще. Поэтому даже в развитых странах люди из малых городов и деревень всегда мечтали уехать в большой город, поближе к центру вселенной. Но, похоже, сейчас развитие технологий развернуло мечты в обратном направлении. Особенно бурно это стало проявляться с началом пандемии коронавируса, отправившей многих офисных сотрудников на удаленку. После ее окончания некоторые решили продолжить так жить и дальше — по возможности неспешно и без суеты. Да и многие работодатели убедились, что географическое положение сотрудника не столь уж важно для дела. Ну и, конечно, новые технологии открыли новые возможности для переезда. Бурно растет интернет-торговля, теперь даже в глухую деревню можно заказать почти все. Стали доступными дистанционное образование и медицинские онлайн-консультации. Ведь нередко в глубинке ближайшая больничка в 200 км, это большая проблема, особенно для пожилых. Но те, кто помоложе, о больницах пока не думают.
«Я всегда наслаждалась городом, а в 35 лет словно что-то переключилось внутри, — рассказывает одна из переселенок. — Появились дети, квартира маленькая, и мы уехали. В деревне очень спокойный ритм, работаем удаленно, занимаемся домом, катаемся на велосипеде. В город приезжаем, когда накапливаются дела, но не частим, ведь приходится преодолеть 280 км. Конечно, в деревне нет услуг и инфраструктуры на том уровне, к которому привык городской житель. Иногда свет выключается — на день, неделю, а то и больше, но у нас есть генератор. Бывает, заметает дороги, и вообще не выехать. Зато я стала спокойнее, уровень тревоги снизился. Неожиданно поняла, что нам не так уж много нужно для счастья. Важно душевное спокойствие, а денег мы тратим вполовину меньше».
Эксперты заговорили о начале в России процесса деурбанизации и даже о «сельском ренессансе». По их словам, нынешняя волна горожан, уезжающих в сельскую местность, отличается от той, что была в 1990-е. Тогда перебирались, чтобы выжить, а сейчас едут представители среднего класса, и гонит их не столько нужда, сколько поиски нового смысла. Многие открывают собственное семейное дело, ищут оригинальную нишу деятельности. Скажем, разводят коз и делают сыр — агрохолдинги такими «мелочами» не занимаются. Или выращивают особые сорта картофеля, не сравнимые по вкусу с магазинными. Часто именно «понаехавшие» выступают драйверами позитивных перемен на селе. Ведь переехавшие из мегаполисов деятельные люди стремятся устроить свой деревенский быт в соответствии со своими представлениями о комфорте. Восстанавливают старые дома, ремонтируют дороги, создают рабочие места. Им бы еще помощь какую или поддержку от государства! И люди будут довольны, и в сельской местности уныния поубавится.
Ни для кого не секрет, что деревня вымирает, даже в Московской области сейчас десятки заброшенных деревень. Официально в России числится 150 тысяч сельских населенных пунктов, но треть из них либо не заселены вовсе, либо там совсем мало жителей, на пальцах можно пересчитать. Нет инфраструктуры, школ, дорог, газа. Хотя те, кто хотел бы уехать из города в деревню, могли бы реально оживить российскую сельскую местность.
«Нужны программы переосвоения сельской местности, — считают специалисты. — Придумали же „Дальневосточный гектар“, но у нас и Нечерноземье сегодня пустует, не то что Дальний Восток. Страна пустеет изнутри. Раздайте вы эти бесплатные гектары или хотя бы сотки. Толку будет больше!»
Пока же среди «новых Робинзонов» довольно много неудачных опытов. Перебрались, были полны энтузиазма, а через несколько лет сбежали, бросив все. Объясняют: «Очень тяжело, деньги кончились, со сбытом продукции не получается, соседи пьют, дошло до развода». В общем, мечты разбились о быт...
Кстати, в ходе опроса, проведенного пару лет назад, восемь из десяти респондентов признались, что рассматривают возможность переезда из города в село. Большинство из них — люди от 35 до 50 лет. Больше половины готовы переехать за город на постоянное место жительства: приобрести недвижимость в деревне и попробовать себя в новой профессии. Основными стимулами для переезда называют экологию, возможность приобрести жилье большей площади и отсутствие городской суеты. Вполне себе аргументы!
Автор известных детективных романов Татьяна Устинова переехала жить в село Вятское под Ярославлем, которое было названо самой красивой деревней России. «Нам есть где жить и в Москве, и в Подмосковье, но в последнее время сердце словно было не на месте», — объясняет Устинова. И вот прошлой осенью они с мужем нашли в Вятском небольшой дом. «Он сам по себе очень красивый, и там хочется жить».