Картина «Все ушли» - коллаж из воспоминаний, фантазий и снов
На экраны вышел фильм «Все ушли», который уже окрестили грузинским «Амаркордом».
Этот сценарий Параджанов написал еще 18 лет назад. Получил за него главный приз конкурса «Зеркало» под председательством Алексея Германа. С тех пор без устали предлагал его разным киностудиям, но везде в той или иной форме получал отказ. И только несколько лет назад сумел пробить брешь в глухой круговой обороне.
Вместе с продюсером Екатериной Филипповой, поверившей в замысел, и замечательным оператором Сергеем Мачильским, гением светописи, он полетел в Тбилиси. Здесь нашел нужных актеров, почти исчезнувшие с лица земли неповторимые тбилисские дворики, поэтичный и жалкий скарб 50-60-х годов. За несколько месяцев работы снял 26 часов материала. Так родился этот двухчасовой фильм, который уже прошумел по доброй дюжине кинофестивалей — от Выборга и Благовещенска до французского Онфлера, где собрал увесистую гроздь призов.
У фильма «Все ушли» нет стройного, линейного сюжета. По сути это цепь воздушных микроновелл, прихотливый коллаж из воспоминаний, где сны прорастают в реальность, а подростковые комплексы и страхи соседствуют с безудержным полетом детской фантазии. В центре этой поэтичной, вымечтанной автором Вселенной — живой и шаловливый, как все дети на свете, мальчик Гарри с его обостренным интересом к миру, природе, людям. Это его глазами мы видим суровую и нежную бабушку (Лали Бадурашвили), которая привязывает левую руку Гарри к телу, чтобы сделать из него правшу. Ветреного дедушку-антиквара (Давид Двалишвили), каждый вечер любующегося на копию обнаженной «Данаи» и не упускающего случая сбегать налево. Истового голубятника Цису (Автандил Махарадзе), мечтающего заселить голубями весь Тбилиси. Суетливую и жалкую француженку мадам Вердо (Наталья Коляканова), подъедающую за учениками принесенные ими бутерброды. Величественную гадалку Нину (Медея Лордкипанидзе), которая по утрам закупоривает плохие сны горожан в пустые бутылки — чтобы они там задохнулись, не сбылись.
Но нет счастья на земле, нет мира даже под грузинскими вишнями, которые цветут посреди зимы, в разгар снегопада, и один за другим родные для Гарри люди покидают этот мир. Сначала, как стая безгрешных белых голубей, улетает в небо душа дедушки Цисы. Потом находит упокоение любвеобильная душа дедушки-антиквара. Недолго осталось жить на белом свете и бабушке, и ее моложавой сопернице, и сластолюбивому парикмахеру, и всем, всем, всем...
В финале мы видим постаревшего Гарри (Зураб Кипшидзе), который ходит по городу своего детства — и не узнает его. Ушли родные люди, ушли привычные названия улиц, ушла, отлетела куда-то душа старого Тбилиси. Ушло из нашего обихода, добавим уже от себя, и старое доброе грузинское кино, согревающее нашу память замечательными фильмами Сергея Параджанова, Тенгиза Абуладзе, Отара Иоселиани, Ираклия Квирикадзе...
Поклоном этому навсегда ушедшему миру и стал поэтичный, нежный и горький фильм Георгия Параджанова.