«Труд» попытался узнать: а действительно ли за рубежом бизнес строить легче?
Наши власти с завидной регулярностью призывают всех желающих делать бизнес в России. Говорят, и налоги у нас одни из самых щадящих, и инвестиционный климат неплохой: Вот только сами бизнесмены почему-то предпочитают хранить прибыли за границей — это кто покрупнее, а более мелкие сплошь и рядом вынуждены сворачивать деятельность из-за фискального и административного давления.
Мы решили разыскать тех, чья чаша терпения переполнилась еще несколько лет назад, и узнать: а действительно ли за рубежом бизнес строить легче?
Начали мы с Азии. Да-да, не только они к нам понаехали: русские захватывают восточные берега такими темпами, что уже сложно понять, кто вообще первый начал. Недаром тайские предприниматели который месяц требуют очистить страну от «русской мафии».
Понять любовь русских к Азии можно. Законодательство в тамошних странах относительно молодое, не успевшее обрасти кучей барьеров для малого бизнеса. Плюс низкие цены на аренду. Плюс дешевые ресурсы.
С одной из первых волн российских туристов в Китай попал и Юрий Писарев. К тому моменту в Москве он держал несколько цветочных ларьков и грезил о том, как бы развернуться помасштабнее. «На одном из празднеств в Пекине я был поражен количеством цветов, все артисты были наряжены в цветочные венки, цветы у девушек в волосах, цветы в декорациях. Но присмотрелся — а цветы-то искусственные. Но очень качественные. Оказалось, в Китае хорошо развита эта индустрия. Естественно, захотелось поучаствовать», — рассказывает Юрий.
Однако после того, как удалось своими силами доставить в Россию контейнер с искусственными цветами, стало ясно: овчинка не стоит выделки. Накрутка на каждый цветок получалась больше 20%, прибавить к этому наценку магазина — и получается такая цена... «А у русского человека еще стереотип в голове: made in China — значит...» — жалуется Юрий.
Было решено открыть свою контору в Пекине, которая будет закупать цветы на заводе, организовывать там же хранение и — по необходимости — высылать в Россию. На то, чтобы подготовить все необходимые документы, ушел год. Для Китая сроки вполне щадящие. «Главной загвоздкой стала необходимость иметь на счете в китайском банке уставной капитал. Нам выставили сумму в 100 тысяч долларов. Таких денег у меня, конечно, не было, но на помощь пришли партнеры», — продолжает Юрий.
Примерно в это же время, пакуя чемодан перед отъездом во Вьетнам, простой парень Саша из Химок не мог и представить, что его ждет.
В России Александр Темников преподавал французский язык и ни о каком бизнесе не думал. Но друзья пригласили его во Вьетнам открывать креветочную ферму.
Честно говоря, позвали его в первую очередь из-за свободного владения языками. Но во Вьетнаме им все-таки понадобились переводчики: оказалось, не все азиаты говорят на «международном». Помогать вызвалась девушка-мигрантка из России. Только через пару лет, более или менее овладев языком, Саша понял, что все это время она сама подзуживала вьетнамцев накручивать им сметы.
«Кредиты пришлось брать всем, нас было 10 человек, а денег требовалось около 200 тысяч долларов. В первый же месяц ушло почти 2 тысячи на оформление документов. 5 тысяч — на то, чтобы договориться с местной полицией, которая помогла нам избавиться от проблем с «крышей». Еще пять лет назад русских во Вьетнаме не очень-то любили, так что денег на это не пожалели. Платили за аренду, за оборудование, которое покупали в Китае, за перевозку из того же Китая и баснословную пошлину на границе», — вспоминает Александр.
Параллельно несколько наших ребят штудировали интернет в поисках информации о креветках, о том, чем их кормить. Сначала думали экономить и закупать отходы с завода по производству рыбных консервов, но идея провалилась: креветка от такого угощения отказывалась. Пришлось покупать специальные корма.
Когда все организационные моменты наконец-то были улажены, в Китае открылась компания — поставщик цветов во все регионы России, а во Вьетнаме ферма по разведению креветок.
Если бы все это было сказкой, на этом моменте мы бы и попрощались с нашими героями. Но в жизни все бывает иначе.
«Очень быстро на китайский рынок хлынули наши конкуренты. Они шли по уже проторенной дорожке и легко обгоняли нас на поворотах, — говорит Юрий. По прошествии пяти лет могу сказать, что удержаться на этом рынке сложно. Китайцы постоянно демпингуют, а чтобы поддерживать спрос в России, мы тратим огромные деньги на рекламу. Сейчас я живу на две страны. Мой сын теперь учится в Китае, надеюсь, будет помогать, и я смогу вернуться домой окончательно. Ему здесь нравится, а мне совсем нет — слишком бешеный ритм».
Зато Александр уже вернулся в Москву. Этот Новый год он встречал не на теплом морском побережье, а в промозглой российской столице. Ребятам все-таки удалось открыть свое дело, они учли все подводные камни, кроме одного.
«Fish diseases — рыбные инфекции. Болезнь уничтожила всю живность на нашей ферме. Остановить ее мы так и не смогли. В отчаянии приглашали самых разных специалистов, но все погибло. Еще несколько месяцев мы работали на всех возможных подработках, чтобы отдать долги. К тому моменту, к счастью, должны были всего несколько тысяч долларов. В итоге пришлось все продать. Оставаться во Вьетнаме больше не было смысла», — констатирует Александр.