СЧАСТЛИВАЯ ДЮЖИНА
В трехкомнатной квартире им, кажется, совсем не тесно. Маленькой,
СЧАСТЛИВАЯ ДЮЖИНА
В трехкомнатной квартире им, кажется, совсем не тесно. Маленькой, конечно, ее никак не назовешь. Помимо трех комнат здесь просторная прихожая, большая ванная, а лоджия размером с террасу - хоть танцуй!..
Но и их не трое-четверо, и даже не пятеро. Живет в квартире кирпичного дома у станции метро "Озерки" города Петербурга семья из 12 человек: мать, отец и 10 их детей, старший из которых встретил недавно свою 17-ю весну, а младший - вторую.
Главу семьи зовут Владимир Андреевич Алексеев. Ему 60 лет, на вид - крепок. По профессии - инженер. Однако давно уже не работает, оформив инвалидность.
Семь лет назад многодетный отец пережил инсульт. Многие думали, что он уже и не встанет. Однако не учли упертого характера Владимира Андреевича и терпения его жены Надежды Семеновны, все сделавшей для его выздоровления.
Надежда на 20 лет моложе мужа, тоже инженер. На работе они и познакомились. Алексеев к тому времени имел уже пятерых детей от первого брака. После того, как жена отказалась рожать шестого, он с ней развелся. Нашел "молодую и непривередливую", готовую "столько детей произвести на свет, сколько получится".
Оба когда-то сами росли в многодетных семьях. Он был у мамы третьим. Она - шестой, предпоследней.
Дети у них ухоженные, общительные. Те, кто уже учится, помимо обычной школы посещают также музыкальную, где осваивают игру на аккордеоне, пианино, фаготе, трубе и синтезаторе. А еще записались на курсы степа (чечетки), бальных танцев и иностранных языков.
Мое появление в их доме дети Алексеевых встретили... дружным маршем под аккордеон. Солировал в семейном оркестре шестилетний Царь.
ОДНИ НА ПЕТЕРБУРГ
Царь - это его имя. Не ласковое домашнее, а настоящее. В свидетельстве о рождении мальчика так и записано: "Царь Владимирович Алексеев". Есть у Царя, как положено, и Царица - она на год младше, тоже по отчеству Владимировна. В этой же компании трехлетний Король, годовалый Государь и четырехлетняя Любимица-Красавица-Умница. Такие вот необычные имена дал своим младшим детям Владимир Андреевич.
- Одна из моих старших дочек, ныне десятилетняя Маша, была в своем детском садике третьей по счету Машей Алексеевой, - объясняет он. - Чтобы не путаться, воспитательница дала девочкам порядковые номера. Так и кричала на весь садик: "Маша Алексеева-третья, бегом ко мне!" Я, когда услышал, был неприятно поражен. Так что необычные имена моих детей - мера в какой-то степени вынужденная. Хотя я ничего необычного в них не вижу. Во многих европейских странах мужчины носят, например, имя Кароль. И никого там это не удивляет.
- Нам нравится, - сказала мне 14-летняя Наташа. - Ведь ни у кого больше в Петербурге таких имен нет!
"ГОСУДАРЕВЫ" ЗАБОТЫ
Позже, уже простившись с семьей Алексеевых, я позвонила в детский садик, куда ходят самые младшие из них. Спросила: как там относятся к необычным именам детей? "Мы давно уже привыкли к тому, что в этой семье все не так, как у других", - ответили мне.
В самом деле, не каждый день встречается многодетная ячейка общества, в которой не сетуют на тесноту, не считают, сколько копеек осталось им до зарплаты. Живут Алексеевы на пенсию Владимира Андреевича 3372 рубля; пособие по уходу за малолетними детьми - это 700 рублей (геодезист Надежда Алексеева с 1989 года находится в декретном отпуске, как сама шутит, - бессрочном) - и школьного пособия по 111 рублей на каждого. То есть в месяц выходит в общей сложности около 5 000 рублей.
А средний прожиточный минимум на одного человека в северной столице - без малого 3000 рублей. Да, у Алексеевых, как у многодетных, есть льготы, в частности, на квартплату, проезд в общественном транспорте, питание в детсадиках и школе, некоторые другие. Ну а недешевые музыкальные инструменты на что покупать?
- Синтезатор и новый концертный аккордеон нам подарили мои старшие дети от первого брака, - с гордостью рассказывает Владимир Андреевич. - Незадолго до Нового года получили от них так же новый телевизор. Еще раньше - компьютер с модемом для выхода в интернет...
С десяток неказистого вида баянов и аккордеонов лежат у них в гостино й на специально изготовленных отцом семейства полках. Все их он приобрел на блошином рынке... за 100 рублей. Где-то что-то "подтянул", и они вновь зазвучали почти как новенькие.
ГРОЗА ЧИНОВНИКОВ
Но главное, пожалуй, достижение отца-героя - его отношение с районными и городскими чиновниками. Владимир Андреевич, как выяснилось, сумел заставить тех, кому это положено по службе, выполнять свои обязанности в срок и качественно.
Они жили в свое время с женой и детьми (тогда еще деток было поменьше) в многолюдной коммунальной квартире без удобств, а полагающиеся им пособия получали с перебоями и только после многоразовых напоминаний. Походив по чиновным кабинетам, выстояв не одну очередь, достаточно унизившись за свое, кровное, Алексеев решил действовать в том же стиле, что и наши чиновники. Они ему - отписки, он на них - жалобы во все вышестоящие инстанции. Закидал и судебными повестками.
- Я так достал всех, что от одного моего имени они вздрагивали, - смеется он сейчас. - После этого мои проблемы стали решаться куда быстрей.
Семья получила наконец отдельную квартиру, причем в элитном доме. Ежегодно выплачивают теперь им районные власти и пособие в 21 тысячу рублей. А для получения той или иной справки Алексееву достаточно теперь лишь набрать нужный номер телефона.
Владимир Андреевич не скрывает, что характером крут, может вспылить, накричать. Бывает строг с женой и детьми. А чиновников "ненавидит лютой ненавистью". Посмеивается, что из-за болезни в рабочем состоянии остался у него только один орган, "зато самый важный для мужчины". И мечтает... Угадайте, о чем? О еще одной дочке. Или сыне. Уже даже имя придумал. Но обнародует его лишь месяцев через пять. Когда родится очередной Алексеев.