А накануне, в Международный день театра, когда на сцене Театра Моссовета выступал прославленный
А накануне, в Международный день театра, когда на сцене Театра Моссовета выступал прославленный "Берлинер Ансабль" с легендарным спектаклем "Карьера Артуро Уи", перед началом представления на сцену вышел председатель СТД Александр Калягин и сообщил, что знаменитые берлинцы нынешнюю постановку посвящают памяти Михаила Ульянова. Зал молча встал. Среди присутствующих было много знаменитостей: почти весь "Современник", Петр Фоменко со своими талантливыми учениками, Константин Райкин, Георгий Тараторкин, Эдвард Радзинский... Все они лично знали Михаила Александровича и сегодня обязательно будут на панихиде в театре, которая продлится до 15 часов. После этого похоронная процессия направится на Новодевичье кладбище, где на Аллее Славы с воинским почестями (иначе исполнителя маршала Жукова хоронить нельзя) будет предано земле тело великого артиста.
Незадолго до смерти, как бы предчувствуя приближающийся конец, Михаил Александрович передал 2 миллиона рублей на восстановление Спасского собора в его родной Таре, где прошли детство и юность будущего гиганта российской сцены. За последний месяц, когда Ульянов лежал в больнице СТД, выстроенной при его активном участии, у него родились два правнука: Игорь и Настя. Михаилу Александровичу сообщили об этом, но реагировать он уже не мог, поскольку, помимо отказавших почек и печени, у него началось двухстороннее воспаление легких. Дочь Елена, постоянно дежурившая у постели отца, поняла - это конец. Жизнь тяжело и мучительно уходила из немеющего тела Ульянова, как будто надеялась еще задержаться в нем, но...
К сожалению, мне не удалось поговорить ни с одним из ныне здравствующих вахтанговцев, так как все они в большом горе, не понимают, как теперь будут проходить мимо гримерки, в которой Ульянов готовился к спектаклям почти полвека. Здесь еще долго будут стоят живые цветы...
СЛОВО О ДРУГЕ
Юрий СОЛОМИН, народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра:
- Удивительно устроена жизнь: когда человек жив, мы его не особенно ценим, даже если он великий, как Михаил Ульянов. Кажется, так и должно быть, и он всегда будет с нами. Но вот Михаила Александровича не стало, и все начали посыпать себе голову пеплом. А ведь когда он в последние годы с большим трудом руководил своим театром и старался не появляться на публике из-за больных ног, то некоторые журналисты издевались над его немощью, а теперь...
Когда я был министром культуры, а он председателем Союза театральных деятелей России, мы с ним часто общались. Нас даже пытались сталкивать лбами, но врагами мы так и не стали, потому что Михаил Александрович предпочитал все выяснять напрямую. И мстить он не умел, вернее, не хотел, закваска у него была не та, не холуйская. Может быть, ему поэтому так и удавались роли полководцев. Когда мы с ним снимались в фильме "Блокада", где я играл майора Звягинцева, а он маршала Жукова, то, встречаясь с ним на площадке, я каждый раз испытывал восторг перед его необыкновенным талантом, естественностью и простотой. Не простецкостью, а именно простотой, тем, чем сейчас не принято гордиться, но что в принципе и определяет уровень художника, чуждого суетности и мишуры. Он никогда не участвовал, как теперь говорят, в тусовках, но почему-то, когда шел по коридорам вышестоящих организаций, чиновники кланялись ему в пояс, а на улице к нему мог подойти самый простой работяга и, не стесняясь, попросить трешку на похмелку, и он давал. В последнем его фильме "Ворошиловский стрелок" он подкупил меня своей естественностью и правдоподобием, я бы так никогда не сыграл, хотя и чувствую природу русского человека, -поскольку сам русак.
Сегодня мы хороним одного из самых гениальных артистов, которые были и есть в России. Этих гигантов не так уж много, некоторые из них уже никогда не выйдут на сцену, и смерть Михаила Александровича напоминает нам о том, что о талантливых людях земли русской надо помнить при их жизни, а не потом.