О БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКЕ В СВЕТЕ ГАЗОВОЙ ГОРЕЛКИ

Сейчас становится все более очевидным, что ресурсы являются еще более действенным инструментом

Сейчас становится все более очевидным, что ресурсы являются еще более действенным инструментом для укрепления положения их обладателя на мировой арене. Россия четко осознает, что благодаря этому она способна выйти на уровень великой державы. Владимир Путин, на мой взгляд, преследует две основные цели. Если руководство Советского Союза стремилось превратить страну в великую державу через наращивание военных мускулов, то президент России видит путь к этой цели через укрепление энергетической мощи. Вторая стратегическая цель - интеграция в мировую экономику. В следующем году ваша страна, по всей вероятности, вступит в ВТО, что, в частности, позволит России влиять на мировые энергорынки.
За последние пять лет страна удивительно быстро ожила и консолидировалась политически. Почти выплачены внешние долги. Недавняя зависимость Москвы от Запада вполне может обратиться в свою противоположность благодаря геополитическому и экономическому значению нефти и газа. У Кремля появился исторический шанс собрать распавшиеся части советского энергетического комплекса. Без Казахстана, Узбекистана, Туркмении Россия не может стать великой энергетической страной, что хорошо понимают в Москве и стремятся к созданию союза, своего рода нового газового ОПЕК.
Россия обладает всеми ресурсами, в которых во все большей степени нуждается мировая экономика. И расположены они ближе к западным и азиатским промышленным странам, чем, скажем, энергоисточники на Среднем Востоке, в Африке или Латинской Америке. В России залегает 30 процентов разведанных запасов газа, в Туркмении и Узбекистане - 10 , в Иране - 20. Вполне закономерно, что Москва стремится к укреплению стратегического партнерства с Ираном.
Некоторые скептики на Западе сомневаются, что России удастся стать мировой энергетической супердержавой - дескать, ей самой нефть и газ нужны на объемном внутреннем рынке, вся техника, включая трубопроводы, находится в плохом состоянии. Зарубежные потребители могут перейти и на закупки жидкого газа. Короче, Запад вроде бы и не очень нуждается в российском "голубом топливе". Но серьезные эксперты, выслушивая такие соображения, только покачивают головами.
В ближайшие годы Россия станет основным поставщиком энергоресурсов в Китай и в азиатские "страны-тигры". Вот тогда скептики ощутят в полной мере, насколько Запад нуждается в российском газе. А специалисты не сомневаются в том, что ваша страна может значительно прирастать пока еще не разведанным огромным потенциалом энергоресурсов. Да и вообще по запасам полезных ископаемых Россия превосходит все европейские страны как минимум в шесть раз.
Кое-кто на Западе не достаточно серьезно относится к ШОС, в которую на правах наблюдателей вступили еще Индия, Пакистан, Иран, Монголия. Определенное смещение акцентов ставит вопрос, кто из зарубежных стран решительнее пойдет в Россию с новейшей технологией, инвестициями, чтобы модернизировать энергетическое хозяйство вашей страны. Только такие инвесторы могут рассчитывать на лучшие перспективы получения энергоресурсов. Самое позднее к 2015 году Россия как крупнейший поставщик "энерготовара" будет наряду с Саудовской Аравией непосредственно определять цены на мировом энергетическом рынке. И тогда ЕС, США, азиатские страны окажутся вынужденными конкурировать друг с другом в стремлении к партнерству с Россией в этой жизненно важной сфере.
В Германии громко раздаются голоса об опасности энергетической зависимости от России, о необходимости поисков новых путей получения энергетических ресурсов. Однако, объективно оценивая ситуацию, нужно признать, что поставкам нефти и газа из России в Европе альтернативы нет. Получение сжиженного газа на кораблях из Катара, Ливии или Судана пока выглядит утопией. Опасность политической дестабилизации в регионе Персидского залива очевидна. Европейские источники энергии ограничены. Через 10 лет российский фактор станет решающим, поскольку, например, ЕС окажется вынужденной покрывать за счет импорта 90 процентов своих потребностей в энергии. И не случайно канцлер ФРГ Ангела Меркель без всяких оговорок поддерживает проект "балтийской трубы", несмотря на откровенное недовольство со стороны Польши, Украины и Прибалтики. В укреплении мировой безопасности без России не обойтись. Только в сотрудничестве с вашей страной - энергетической империей и второй по мощи ядерной страной - Запад сможет надежно обеспечить не только свои рынки, но и свою безопасность.
Владимир Путин в речи в бундестаге после событий 11 сентября объявил окончательно ушедшей в прошлое "холодную войну" и предложил теснейшее сотрудничество богатого природными запасами Сибирского региона с высокоразвитыми странами ЕС. Это был призыв к созданию своего рода российско-европейского альянса примерно по модели немецко-французского "союза угля и стали", который заложил фундамент "Общего рынка".
Когда же Путин получит ответ Европы на свои предложения? И сколько еще времени потребуется ЕС, чтобы оценить экономическое и политическое значение этого взаимовыгодного, стратегического проекта?