Рассказывая о том, что удалось сделать за эту "пятилетку" и что нет, глава военного ведомства был предельно лаконичен. Когда я пришел на должность министра, заявил он, 70 процентов военного бюджета мы тратили на содержание армии, то есть попросту проедали. Сейчас на развитие идет уже 40 процентов. Отдаю себе отчет в том, сказал Сергей Иванов, что это недостаточно, и твердо намерен через пять лет довести соотношение до "пятьдесят на пятьдесят". На 200 тысяч сократили численность, причем не тронули ни одного человека из боевых частей. К 2011 году сократим еще 35 тысяч, в том числе и высших офицеров, чтобы выйти на мировой стандарт: один генерал - на тысячу подчиненных.
За последние пять лет, по мнению Сергея Иванова, удалось сломать и застарелый стереотип 90-х годов: на боевую подготовку у войск ни сил, ни денег нет, корабли чуть ли не навсегда пришвартовались к причалам, а "война" если изредка и ведется, то исключительно на картах. Только в прошлом году удалось провести более 30 полномасштабных полковых учений. А наши десантники даже учились покорять небо Китая и Индии на совместных маневрах. Да и Андреевский флаг, похоже, навсегда вернулся на просторы Мирового океана - по крайней мере в минувшем году военные моряки записали в свои вахтенные журналы 28 дальних походов. К тому же все больше оснований рассчитывать, что через несколько лет воевать в учебных боях армия будет современным оружием. В 2005 году на вооружение принято 400 новых образцов, а расходы на оборону в последнее время ежегодно растут на 25-30 процентов.
Сложнее оказалось сломать стереотипы в поведении людей. Уровень правонарушений в армии, по признанию главы военного ведомства, остается недопустимо высоким. В прошлом году по разным причинам погибли 1064 военнослужащих - Сергей Иванов назвал эту цифру чудовищной. Мы и впредь будем открыты для общества во всем, что касается состояния воинской дисциплины, подчеркнул он. "После дела Сычева я отдал приказ докладывать по команде о любых, даже незначительных происшествиях, с каждым из которых будем разбираться открыто и гласно". Но в полемику с Главной военной прокуратурой по поводу причин трагедии солдата вступать не стал: "Что произошло на самом деле, определит суд, другого ответа от меня не дождетесь".
Не отрицал Сергей Иванов и коррупции в армейских рядах. Тех, кто использует солдатский труд в своих корыстных интересах, уже начали безжалостно увольнять. Чтобы очистить от взяточников военкоматы, решено периодически проводить в них ротацию кадров, прежде всего тех, кто непосредственно связан с призывом. А чтобы избежать "откатов" в системе заказов вооружений, имущества и продовольствия, с 2007 года решено право на заключение всех контрактов передать специальному федеральному агентству.
Не удалось избежать Сергею Иванову и сугубо личных вопросов. Административный ресурс для разрешения ситуации вокруг ДТП со своим сыном, в результате которого погибла женщина, я не использовал, сказал он. "Я дал ему только один совет: провести все возможные экспертизы, чтобы ситуация была максимально прозрачной". А на вопрос о президентских амбициях ответил, что ни о каких постах не думает, надо довести до конца все то, что обещал. "Но я не Кощей Бессмертный, чтобы вечно сидеть. Не знаю куда, но уходить придется".