УВОЛЕНЫ ПО "СОБСТВЕННОМУ" ЖЕЛАНИЮ

За несколько дней 125 работников метизного завода уволились по собственному желанию. Прошло еще несколько дней, и люди обратились в прокуратуру с заявлением, что... уволиться их принуждали.

В советские времена на метизном работали 2 тысячи человек. Завод побеждал в соцсоревнованиях и конкурсах на лучшие условия труда. Первую в городе сауну для рабочих построили именно на этом предприятии. С началом реформ завод оказался в более выгодном положении, чем оборонные предприятия, ведь на его продукцию - гвозди, гайки и сетку - на рынке был спрос. Видимо, это обстоятельство и привлекло на предприятие несколько лет назад нынешних хозяев - промышленную группу МАИР. А теперь эта компания и приняла решение об остановке производства и увольнении рабочих.
На встрече с местными журналистами президент промышленной группы МАИР господин Макушин был настроен по-боевому:
- Не надо писать про звериный оскал капитализма, - энергично заявил он в телекамеру. И обвинил в бедах предприятия... "олигархов и коррумпированных чиновников". По мнению хозяев завода, виной всему установленная правительством 22-процентная пошлина на "катанку" - сырье для производства проволоки и гвоздей, ввозимую в основном из Украины. Предприниматели долго добивались отмены пошлины, но теперь надежда на это угасла, и они решили избавиться от завода. Станки и оборудование сейчас демонтируют и готовят к продаже работяги, которых на заводе окрестили "дикой бригадой". А вот участок заводской земли представляет не малую ценность - хотя и не в центре города, но рядом с берегом Волги и рядом транспортная магистраль.
Виктор Макушин пообещал, что 40 наиболее квалифицированных работников завода трудоустроят на других предприятиях МАИРа. Всего на метизном заводе, по данным областной инспекции труда, сокращается 87 процентов работников. Среди оставшихся "наиболее квалифицированных" - директор, его секретарь, водитель. 123 человека уволят в мае этого года по сокращению штатов, и они имеют шанс получить причитающиеся им выплаты, а 125 работников уже уволены по соглашению с руководством предприятия, то есть они от этих выплат отказались.
Если сравнивать два этих списка, то разница бросается в глаза. В первом преобладают "голубые воротнички": дирекция, менеджеры, бухгалтеры, охранники, во втором - рабочие.
Зарплаты у рабочих в несколько раз выше, чем пособие по безработице, - значит, при увольнении по сокращению штатов выплаты были бы приличные. Зачем же люди поступали себе в ущерб?
- Ко мне пришли трое начальников цехов, сказали, чтобы я ознакомился с приказом о сокращении, - рассказывает калильщик Артур Грибков, проработавший на метизном заводе 36 лет. - И всячески стали склонять, чтобы я написал заявление об увольнении. Наша смена отказалась.
До этого рабочие ходили к директору, спрашивали о судьбе завода, и их все время успокаивали - мол, будете работать, только у другого владельца. Поэтому происходящее стало шоком. Некоторые поступили так же, как Грибков, но большинство людей предпочло уволиться.
- А что еще оставалось делать? У меня была зарплата 5 тысяч, а зам. директора заявил, что два месяца, которые положено отработать до увольнения, будут платить в размере тарифа, это по 700 - 800 рублей в месяц,- говорит бывший рабочий завода Владимир Ачкасов.
- Очень сильно на нас давила администрация, - рассказывает его коллега Татьяна Капустина. - А Грибкова прилюдно позорили - мол, нет ни стыда ни совести.
О грядущем увольнении руководство предприятия не известило вовремя и Федеральную службу занятости.
- По Закону "О занятости населения" это обязаны были сделать за три месяца, а нам сообщили всего за несколько дней, - говорит начальник отдела районного центра занятости Дмитрий Романов. По словам Дмитрия Владимировича, на выплату пособий бывшим работникам метизного завода государству необходимо выделить около 3 миллионов рублей. Предприятию же, увольняя тех же рабочих по сокращению штатов, как считает Романов, пришлось бы раскошелиться на сумму примерно вдвое больше.
- У нас были встречи с руководством предприятия и представителем МАИР - по их словам, за прошлый год завод работал с убытком в 20 миллионов рублей. Но нас больше интересует, как проходило увольнение людей. Сейчас проводим проверку, разбираемся, - рассказал заместитель прокурора Заводского района Владимир Сабуров.
Но, судя по всему, какое бы решение не приняла прокуратура, добиться отмены увольнения бывшие работники смогут только через суд. Если смогут.
В прокуратуру рабочие написали коллективное заявление. Но объединились в защиту своих прав они только сейчас. Кстати, профсоюзная организация на метизном заводе перестала существовать еще пять лет назад. Говорят, не пришлась ко двору тогдашнему руководству, а рабочие, которым посоветовали в то время написать заявления о выходе из профсоюза, не посмели возражать. Наверное, боялись потерять работу. А теперь и в самом деле ее потеряли.