Для Военно-Морского флота России это действительно знаковое событие. Последний многоцелевой атомоход "Гепард", о первом командире которого капитане 1 ранга Дмитрии Косолапове и экипаже субмарины "Труд" не раз писал, был спущен на воду в 1999 году. Еще два года понадобилось, чтобы ввести ее в состав Северного флота. С тех пор подводный флот страны не получил ни одного атомохода. Причина не только в нехватке средств, но и в просчетах в стратегии развития подводного флота. Еще с советских времен, когда денег на масштабные замыслы никто особо не считал, у нас одновременно разрабатывались три проекта многоцелевых атомных подлодок. Один - для борьбы с субмаринами вероятного противника, второй - с авианосцами и третий - для уничтожения надводных кораблей. Но такая программа оказалась просто не по карману. Поэтому пришлось остановиться на едином проекте многоцелевой подлодки, который позволял бы решать сразу все три задачи. Первым в этой серии и должен стать "Северодвинск".
Надежда, что прогнозы командования ВМФ о скором вводе двух субмарин нового поколения в строй оправдаются, есть. По расчетам руководства "Севмаша", в 2005 году объем производства на предприятии увеличится в 1,3 раза, а финансирование - в 1,6 раза.
Но гладко было на бумаге. С начала года задерживаются поставки оборудования для подлодки с предприятий Калуги и Нижнего Новгорода. "Севмашу" пришлось взять изготовление части агрегатов, которые раньше он получал от смежников в России и ближнем зарубежье, на себя. И это еще не самая главная проблема. Есть опасение, что вместо полноценного подводного стратегического ракетоносца "Юрий Долгорукий" на воду будет спущен только корпус, который хотя и сможет отправиться в плавание, но не будет представлять для потенциального противника никакой опасности. Главный разработчик баллистических ракет "Булава", которыми должны быть оснащены атомоходы этого типа, директор Московского института теплотехники Юрий Соломонов еще почти два года назад не раз заявлял, что к концу 2005 года выполнить гособоронзаказ по серийному изготовлению баллистических ракет этого типа и даже провести опытно-конструкторские работы по "Булаве" вряд ли удастся. По его словам, в оборонной промышленности утрачено более 200 технологий для изготовления баллистических ракет, что подрывает обороноспособность государства.
Правда, сейчас гендиректор и генеральный конструктор МИТа Юрий Соломонов смотрит на ситуацию более оптимистично. Вчера он заявил, что первый испытательный пуск "Булавы" должен состояться в третьем квартале нынешнего года. По его словам, несмотря на серьезные трудности, вызванные хроническими задержками финансирования, есть все шансы успеть к назначенному сроку. Первый пуск "Булавы" будет выполнен с атомной подлодки "Дмитрий Донской".
В этом году, по планам командования ВМФ, начнутся испытания и новой дизельной подлодки типа "Санкт-Петербург", которая пойдет на замену парка дизельных субмарин. Правда, на сколько лет растянется программа перевооружения, пока сказать трудно. Сейчас в составе подводного флота России немногим более 60 подлодок различного класса, в том числе около 20 стратегических. Вот только океанские просторы они бороздят крайне редко. Знакомый флотский офицер рассказывал, что когда на Балтике потребовалось проверить работу противолодочных систем на фрегате, построенном для Индии, единственная дизельная подлодка так и не смогла выйти в море. Пришлось, чтобы не срывать контракт, гнать такую же субмарину с Северного флота.