Все громче разгораются споры о том, кто же занимался мародерством. Вопросов больше, чем ответов. Неизвестно, где жили, чем питались привезенные в столицу люди. Никаких палаточных лагерей в Бишкеке нет, никто из журналистов, включая местных, не обнаружил специально выделенных для этих целей общежитий или гостиниц. Даже автобусов, где смогли бы ночевать сотни людей и соответственно хранить награбленное, - нет. Многие бишкекцы считают, что грабежами занимались выпущенные заключенные и жители беднейших пригородов столицы. Представители же новых властей, в частности, в четвертый раз возглавившая киргизский МИД Роза Отумбаева, уверены, что беспорядки, мародерство спровоцированы прежними властями страны. Однако так считают немногие.
Кстати, воскресенье ознаменовалось знаменательным эпизодом. Из общежития в Свердловском районе столицы сотрудники милиции вывезли целый грузовик награбленных вещей. Здание было оцеплено, и жильцам предложили добровольно сдать награбленное, в противном случае был бы проведен официальный обыск с возбуждением уголовных дел. Недолго думая, экспроприаторы начали выбрасывать вещи из окон...
К слову, весьма неоднозначно отнеслись многие и к тому, что Роза Отумбаева согласилась занять пост, который занимал, как здесь говорят, сын самого известного и уважаемого в мире киргиза. Впрочем, сегодня в Бишкеке единодушия нет не только в этих вопросах.
Несмотря на неоднократные успокоительные заявления председателей Конституционного и Верховного судов Чолпон Баековой и Курманбека Осмонова, продолжаются ожесточенные споры между депутатами прежнего и нового созывов. Среди так называемых старых и новых лидеров оппозиции началось выяснение отношений, споры за портфели и должности. Добавило масла в огонь совершенно неожиданное для многих воскресное заявление Центральной избирательной комиссии. В нем, в частности, говорится, что выборы 51 из 75 депутатов законны и результаты этих выборов никакой отмене не подлежат. Ранее, еще при Аскаре Акаеве, было объявлено, что избраны 69 депутатов. Теперь эти 18 человек должны доказывать законность своего избрания в судебном порядке. На оставшихся участках будут проведены довыборы. А конструктивное сотрудничество в основном проакаевского парламента и нового правительства невозможно. В этом твердо уверены многие эксперты.
Заявление ЦИК достаточно жестко поддержал, как его называют, народный генерал Феликс Кулов, в настоящее время курирующий деятельность всех силовых и правоохранительных структур. Полномочия парламента прежнего созыва истекают 14 апреля, и именно в этот день они должны быть прекращены, заявил он. Бывший вице-президент, министр национальной безопасности и внутренних дел, лидер партии "АР-Намыс" - "Достоинство", проведший в заключении почти пять лет, сегодня едва ли не самый авторитетный человек в республике. Он отказался занять во временном правительстве какую-либо должность, подчеркнув при этом, что во время разгула преступных элементов стыдно бороться за портфели. Надо, прежде всего, защитить жизнь и имущество людей. Затем как заключенный должен вернуться в зону, заявил генерал, выступая по национальному телевидению. Правда, необходимо отметить, что практически весь срок он уже отсидел и должен был освободиться через несколько месяцев.
Это заявление сделало Феликса Кулова еще популярнее, и сегодня никто из иностранных журналистов и специалистов, находящихся в Бишкеке, не сомневается, что он будет одним из двух реальных кандидатов на президентских выборах, назначенных на 26 июня. Второй реальной кандидатурой будет исполняющий обязанности президента и главы правительства Курманбек Бакиев - в этом тоже никто не сомневается. Кроме всего прочего, выигрышным для него является тот факт, что его жена - славянка. В Киргизии традиционно считается, что выборы президента зависят от южного и северного факторов и "русской карты". Правда, последние десятилетия республикой правили северяне, а Курманбек Бакиев - южанин, но это лишь подстегивает южан. Особо хочу отметить, что в республике русскоговорящие не выдавлены из политической и экономической жизни. Они достаточно полно представлены в органах управления, парламенте. Русский язык является официальным. Причем, что весьма важно, для пришедших во власть людей подобное положение является естественным. Надо совсем не знать киргизов, чтобы подозревать их в чрезмерных заокеанских симпатиях. Скорее, можно отметить быстро усиливающееся китайское влияние.
И еще одна деталь. Киргизия единственная из стран СНГ - член Всемирной торговой организации. Этому активно способствовали Соединенные Штаты. Плюсы и минусы членства в ВТО налицо. На улицах полно подержанных иномарок, магазины завалены импортным ширпотребом и продуктами. И все это доступно, потому что дешево, ибо поступает без таможенных пошлин. Оборотная сторона - практически разоренное сельское хозяйство и промышленность, чья продукция не может конкурировать с импортом.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Какие шаги в первую очередь следует предпринять России, учитывая исторически сложившиеся дружественные отношения с Киргизией? С этим вопросом корреспондент "Труда" обратился к директору по международным и общественным связям ВЦИОМ Дмитрию ПОЛИКАНОВУ.
- Прежде всего нам не следует реагировать на события в Киргизии так же остро, как на "оранжевую революцию" в Украине. Надо отнестись к этому спокойно и рационально. Вне зависимости от того, примет Аскар Акаев официальное решение о своей отставке или нет, он уже не будет играть существенной политической роли. В этой ситуации России необходимо устанавливать максимально прочные отношения с новыми киргизскими властями, ни в коем случае не отталкивая их от себя. В результате смены элит в руководстве центральноазиатской республики у власти, как и прежде, пророссийские силы. Никто из представителей новой администрации никогда не выступал с антироссийскими лозунгами, у всех есть опыт работы во властных структурах. Вопрос только в том, как восстановить старые связи.
Думаю, было бы логично сначала выстроить политическое взаимодействие, а уже потом думать о том, как подключить Киргизию к более глубокому уровню интеграционных процессов, инициатором которых выступает Россия. Можно подумать о том, чтобы сделать республику, например, членом Единого экономического пространства.