Сегодня в Израиле в эксплуатации находится около 2 миллионов транспортных средств. 86 процентов
Сегодня в Израиле в эксплуатации находится около 2 миллионов транспортных средств. 86 процентов из них - частные и "коммерческие" автомобили (не считая такси и мотоциклы). Такие данные приводит местный еженедельник "Русский израильтянин". Основными поставщиками являются Япония и Корея, затем следуют США и европейские страны. Пик продаж автомобилей в Израиле пришелся на 2000 год, после которого ситуация заметно ухудшилась.
Первая причина - в экономическом положении в стране и снижении доходов населения. Вторая - чрезмерно высокие цены, определяемые непомерными налогами, которые составляют 50 процентов розничной цены автомобиля. Как и в любой развитой стране, та или иная марка подчеркивает принадлежность к определенной прослойке общества. Так, считается, что на BMW в Израиле ездят мафиози. Местные арабы весьма уважают "Тойоту" и "Пежо-405", а выходцы с Кавказа и строительные подрядчики - "Мерседес". Из наиболее дешевых моделей фирмы "Фольксваген" - модель "Поло". Ее покупка для репатрианта, который имеет льготы, обойдется в 76 тысяч шекелей (около 16 тысяч долларов) с автоматической коробкой передач. "Мицубиси-каризма" (автомат) новый репатриант может купить за 81 - 83 тысячи шекелей. Причем фирма предоставит ему финансирование 30 тысяч шекелей на 24 месяца без процентов. Эту машину почему-то уважают зубные техники.
Что касается европейских машин, то их предпочитают преподаватели. Самые любимые "Ситроен" и "Рено". "Фиат" и "Опель" - автомобиль среднего класса.
Что же такое автомобиль в Израиле? Это возможность за собственные деньги, причем немалые, купить возможность передвигаться по городу со скоростью пешехода (из-за пробок). Потом кружить вокруг дома в поисках стоянки, потом выплачивать штрафы, потому что стоянку вы так и не нашли (в Тель-Авиве эта проблема ощущается острее, чем в других городах). А еще - думать по ночам, не угнали ли у вас ваши 100 тысяч шекелей, к которым приделаны колеса?
Угоны - еще один фактор, способный снизить покупательский спрос. Рост этих преступлений пугает израильтян. В 2001 году было совершено 29 694 угонов 1,8 миллиона автомобилей. В абсолютных цифрах это означает, что каждый день в Израиле воруют 50 - 100 автомобилей. Причем часть этих автомобилей используется потом для совершения преступлений. Около 60 процентов уворованных авто разбирают на детали, остальные продают.