Уважаемый Владыко! Почему наш многострадальный народ давно лишен практической (подчеркиваю)
Уважаемый Владыко! Почему наш многострадальный народ давно лишен практической (подчеркиваю) Божией помощи? Поучение, будто Господь наказывает сильнее того, кого больше любит, не выдерживает критики. Ведь если Бог есть Любовь и Всепрощение, то как Он может кого-то любить больше, а кого-то меньше? И что значит "наказывает"? Россию-то за что?
Валентина Сергеевна (Тамбовская обл.).
- Уважаемая Валентина Сергеевна! Вы несколько неверно понимаете смысл слова "наказание". В контексте цитаты из Священного Писания, которую вы приводите, наказание - это научение, наставление, вразумление. В вашем же представлении наказание - это только кара. Бог не карает нас, но терпит наши беззакония, надеясь на исправление и обращение к Нему. Он долготерпит нас. Он всех призывает к Себе, нужно только вовремя услышать Его призыв и увидеть Его в чистоте сердца. И Бог реально, практически, как вы говорите, помогает нам в этом, в том числе и наставляя, вразумляя разными средствами. Разве само возрождение Церкви в нашей стране могло совершиться без чудесной помощи Божией? Западное общество объявило себя "постхристианским", то есть эпоху христианства миновавшим, пережившим. Мы же возвращаемся ко Христу после десятилетий богоотступничества, и Он принимает нас. Так с кем же Бог? Нашему народу просто нужно понять свое истинное предназначение - стать исполнителем Воли Божией о нем, а не ставить свою волю превыше всего. Тогда-то, если народ пойдет путем, предназначенным ему Промыслом, не то что карать, а и вразумлять его будет незачем.
Часто первые шаги молодых христиан в Церкви бывают невероятно трудны. Одна из проблем - как уверовавшему молодому человеку строить отношения со старыми друзьями и привычным кругом общения?
Анатолий Бондарь (Ставропольский кр.).
- Понимаю, как непросто дается порой решение возникающих перед молодыми вопросов. С одной стороны, круг неверующих или невоцерковленных друзей - самая естественная среда для проповеди, для свидетельства о Христе и Его Церкви. А подобное свидетельство может быть действенным только тогда, когда жизнь этих людей и их судьба тебе небезразличны, когда ты испытываешь к ним живой личный интерес. Фарисейское чувство превосходства: "Этот народ невежда в законе, проклят он" (Ин. 7.49), - перечеркивает всякую возможность послужить спасению окружающих. Дружеское общение с теми, кто во многом не похожи на тебя, может, кроме всего прочего, стать хорошей школой будущего пастырства. Как можно идти по всему миру и проповедовать Евангелие (Мк. 16.15), если ты не в состоянии найти нужные слова для просвещения тех, кого давно знаешь?
С другой стороны, инерция прежнего круга общения на каком-то этапе жизни иногда бывает непреодолимым искушением для человека, еще не утвердившегося в своей вере. Может случиться, что не юноша, пришедший в Церковь, помогает близким людям идти вперед, а они тянут его назад. Иногда всякая основа для дружбы утрачивается - например, когда объединяющим началом была приверженность общему греху. Тогда уж "бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою" (Иер. 51.6). В таких случаях продолжение прежних отношений может стать той самой дружбой с миром, которая, по слову апостольскому, "есть вражда против Бога" (Иак. 4.4.). Новообращенным юноше или девушке таких людей чаще всего обратить не под силу, а вот своей душе повредить они могут.
Знаю немало верующих, которые считают телевидение душевредным, поскольку оно насильственно воздействует извне на человеческое сознание, преследуя вполне определенные цели. Так ли это?
Татьяна Кротова (Санкт-Петербург).
- По слову Отцов Церкви, верующий всегда должен "хранить свои чувства" от всего того, что может лишить душу христианского расположения, внутреннего мира. Поэтому нужно придерживаться принципа воздержания и умеренности, трезвого, разумного и рассудительного отношения к той информации, которую мы получаем посредством телевидения. Тогда она не станет источником заблуждения и соблазна.
Озабоченность возможностью использования в СМИ, особенно на телевидении, психотехнологий для навязывания тех или иных идей, настроений и тому подобного существует в обществе давно. И здесь, я думаю, христиане должны обращаться к словам Спасителя, которыми Он напутствовал Своих учеников перед Вознесением: "Уверовавших... будут сопровождать сии знамения: ...будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им" (Мк. 16.17-18).
Что это означает? То, что человек стал подвластен стихиям мира сего только по причине греха и что эти стихии не имеют власти над человеком, с помощью Божией побеждающим грех. Это мы называем чудом и видим в святых людях, силой Божией и силой своего духа удалившихся от недолжного пристрастия к материальному... А различные психотропные методы воздействия на человека - это именно стихии мира сего, это в чистом виде материальное воздействие. Это именно то "смертоносное", которое, по обещанию Спасителя, не вредит уверовавшим в Него. Поэтому христиане должны отогнать от себя всякий страх, всякую боязнь, кроме опасения преступить заповеди Божии.